«Сделка века» более выгодна Израилю, чем палестинцам

Российский политолог, специалист по Ближнему Востоку Михаил Шрайбман поделился с нашим порталом своим видением ситуации в регионе в свете перспективы обнародования американского плана мирного урегулирования.  

- В минувшие выходные продолжилось обсуждение проекта мирного урегулирования между Израилем и ПА, который собирается представить на обсуждение администрация Дональда Трампа. Что вообще представляет из себя так называемая «Сделка века»? 

- К сожалению, точно пока этого никто не знает. Высказываются разные версии. Мы знаем, что администрация Трампа подготовила 50-страничный план арабо-израильского урегулирования, но детали держат в секрете. Есть утечки, но сложно сказать, насколько они достоверны.

Судя по заявлениям госсекретаря США Майка Помпео, там не будет идеи двух государств, палестинского и израильского. Дальше неясно и мы можем судить только по утечкам.

Одни считают, что речь идет о разделе Палестины между Израилем, Египтом и Иорданией. Какие-то территории Палестинской автономии аннексирует Израиль, что-то отойдет Египту, что-то — Иордании.

Но это очень сомнительный проект, потому что Египет и Иордания имеют огромные проблемы и не горят желанием забирать Палестину.

В Иордании тяжелейший внутренний кризис, время от времени проходят социальные протесты. Кроме того, страна приняла миллион беженцев из Сирии и переживает трудности с обеспечением их всем необходимым. Наконец, в Иордании итак уже живут миллионы палестинцев, и если принять еще миллионы, это может привести к этническим трениям и политическому дисбалансу: палестинцам не слишком нравится правящая в Иордании Хашимитская династия.

Египет ведет войну с ИГИЛом на Синае, он вмешался также в вооруженный конфликт в соседней Ливии, откуда в страну идет поток контрабандного оружия. Он вошел в конфликт с Эфиопией, которая хочет строить дамбу на Ниле, в результате чего Египту угрожает нехватка вода. Наконец, в Египте неспокойно в социальном и политическом плане.

Словом, на фоне всех этих проблем ни Иордания, ни Египет не горят желанием принять территории с миллионами беспокойного палестинского населения и сильными вооруженными палестинскими организациями националистического и исламистского толка.

- А как насчет иной версии?

- Другая версия гласит, что Израилю предложат аннексировать часть Западного берега, а на остальной части будет Палестинская автономия, но не независимое государство. Однако автономия существует уже давно, и палестинцев это не устраивает. Дело в том, что израильские войска входят в эти районы, когда захотят, кроме того, Израиль контролирует их внешнюю торговлю, ввозя и вывозя любые товары по своему усмотрению или препятствуя обменам. Палестинцам это крайне неприятно и невыгодно: в таких условиях экономика Палестины развиваться не может. Палестинская автономия уже отвергла данный проект.

Многим рядовым палестинцам государство не нужно, и если бы Израиль дал им свое гражданство и все связанные с ним трудовые и социальные права, может, они (по крайней мере большинство общества) и приняли бы это: многие и так работают в Израиле (нелегально), и если бы они стали гражданами Израиля, им было бы удобнее, они могли бы получать более высокую зарплату, их права (социальные и гражданские) были бы лучше защищены. Я знаком с палестинцами, которые хотят именно этого, а не отдельного государства. Вопрос в том, что Израиль ничего такого не предлагает палестинцам.

Известно, что США хотят предложить участникам Сделки века миллиарды долларов, чтобы задобрить их и сделать свой план привлекательным. Но я просто не знаю, о каких суммах должна идти речь, чтобы уломать участников принять невыгодные им решения. Это обойдется невероятно дорого, но все равно нет уверенности в реализации подобного соглашения.

- На ваш взгляд, чьи интересы в первую очередь защищает сделка — израильтян или палестинцев?

- Нет сомнения в том, что администрация Трампа — самая произраильская в истории США. Трамп уже признал Голанские высоты частью Израиля и перенес американское посольство в Иерусалим — ни одна администрация США до него не решалась на это. Несомненно, Сделка века будет более выгодна Израилю, чем палестинцам. Но именно это делает ее успех менее вероятным.

На Ближнем Востоке происходят изменения. Необычное усиление шиитского Ирана, распространившего через сеть шиитских милиций и дружественных правительств свое влияние на Ирак, Сирию и Ливан, привело к росту обеспокоенности США, Израиля и ряда арабских суннитских государств, прежде всего стран Персидского залива во главе с Саудовской Аравией. Израиль считает Иран и его союзников своим врагом номер один. Появился проект «арабского НАТО» под эгидой США, направленного против Ирана. Войска Саудовской Аравии и ОАЭ в Йемене сражаются с проиранскими повстанцами-хуситами, в Сирии Иран поддерживает своими войсками Асада, а Саудовская Аравия и Катар — разные группы антиасадовских повстанцев.

Впервые в истории арабо-израильский конфликт стал отходить на второй план в регионе, уступая место арабо-иранскому (суннитско-шиитскому). Это создало предпосылки для арабо-израильского сближения и для союза, направленного против Ирана.

Но на пути этого союза Израиля с некоторыми арабскими государствами стоит арабо-израильский конфликт, нерешенный палестинский вопрос. Арабским странам залива, Египту и особенно Иордании, которых США хотят вовлечь в арабское НАТО и примирить с Израилем, трудно пойти на союз с ним, пока последний удерживает под своим контролем территории (Западный берег реки Иордан и сектор Газа), где живет 4,5 миллиона палестинских арабов. Массы в арабском мире не поймут, если палестинцы не получат какое-то освобождение. Палестинский вопрос обсуждался на Ближнем Востоке десятилетиями, и в сознании арабских народных масс прочно закрепилось негативное отношение к Израилю. А в условиях Арабской весны, когда массы пришли в движение и стали совершать политические революции, с их мнением приходится считаться.

Вот почему США так хотят добиться реализации своей Сделки века, решить палестинскую проблему и примирить Израиль с арабами. Кроме того, президент США Дональд Трамп хочет решить арабо-израильские проблемы и предъявить это своим избирателям на выборах 2020 года.

Но слишком большой перекос в сторону Израиля и слишком тесные связи Трампа с семьей израильского премьер-министра Беньямина Нетаньяху, который известен своей жесткой позицией в отношении палестинцев, делают Сделку века не слишком реалистичной. Во всяком случае, сегодня в кругах экспертов преобладает такое мнение. Недавно в том же духе высказался посол Франции в Вашингтоне Жером Аро, близкий к зятю Трампа Джареду Кушнеру, который стоит за разработкой плана Сделки века.
Похожие статьи