Прошло полтора десятилетия с тех пор, как Биньямин Нетаниягу рассказал басню о толстом и тонком, подразумевая раздутые размеры государственной службы в Израиле, которую нужно посадить на диету. Тогда ему это удалось: были снижены налоги, сокращены пособия, приватизированы государственные компании. Толстый худеет, а худой толстеет. Однако в последние годы премьер-министр отказался от этой аллегории, как и от необходимости повысить эффективность государственного аппарата. Сегодня ему нравятся другие басни.
Его новый подход называют «маленькое правительство», что означает уменьшение вовлеченности государства в экономику и относительно низкие государственные расходы. Но эта концепция не имеет никакого отношения к размеру правительства, и свидетельством этому может быть тот факт, что, хотя Нетаниягу верит в эффективность низких налогов и минимального участия правительства в экономической жизни, когда он создает правительство, он выбирает максималистскую модель. Чем больше министров, тем лучше. Скорее всего, эту модель мы увидим и на этот раз. Количество министров может дойти до 26.
Вместо того, чтобы закрыть ненужные министерства, которые родились исключительно в силу политических ограничений, Нетаниягу увековечивает их существование. Некоторые министерства были созданы на базе полномочий, которые специально для этого отняли у других, уже существующих министерств. Таким образом, их можно просто расформировать, вернув их функции туда, где они были изначально. Например, министерство регионального сотрудничества должно быть частью министерства иностранных дел. Это также относится к министерству по стратегическим вопросам и министерству информации и по делам диаспоры. Развитие Иерусалима имеет свое министерство, как и развитие Негева и Галилеи, все они могут войти в министерство финансов или министерство внутренних дел. Министерство по социальному равенству спокойно может быть закрыто, а его полномочия — делегированы министерствам финансов, образования, здравоохранения, социального обеспечения и инфраструктуры, от которых следует ожидать, что они будут заботиться о социальном равенстве.
Закрытие лишних министерств напрашивается по нескольким причинам.
Во-первых, высокая бюджетная стоимость — несколько сотен миллионов шекелей в год. С созданием новой коалиции правительство должно будет утвердить сокращение бюджета и повысить налоги, чтобы справиться с отклонением от целевого показателя бюджетного дефицита. Это около 10 млрд. шекелей в этом году, и такая же сумма в 2020 году. Закрытие министерств обеспечит экономию средств, и также покажет, что правительство не только залезает в карман налогоплательщиков, но и само сокращает расходы на содержание министерских аппаратов.
Во-вторых, Нетаниягу много говорит о проблеме «зарегулированности» израильской экономики: чрезмерная регуляция и бюрократия вредят бизнесу и тормозят экономический рост. Так считает не только глава правительства. Министр юстиции Айелет Шакед, министр экономики Эли Коэн и другие министры прошлого правительства говорили о необходимости сокращения регуляции и бюрократии. Закрытие лишних министерств немедленно снизит груз этого бремени.
В-третьих, наличие ненужных министерств посылает дурной сигнал всему госсектору, который должен быть более производительным и менее затратным. А зачем государственным ведомствам и компаниям быть более эффективными, если правительство считает возможным содержать ненужные государственные должности и тратить на это государственные деньги? Когда создание правительства сопровождается не только политическими, но и личными интересами, это проникает на все уровни государственной службы, создавая культуру расточительства и неэффективности.
В-четвертых, необходимость отмены лишних министерств диктует доверие к правительству, которое в январе 2018 года приняло решение сократить количество министерств с 29 до 17. Это решение было принято в продолжение закона об управлении, принятого Кнессетом в 2014 году. Там зафиксировано, что размеры правительства не должны превышать 18 министров и четырех заместителей министра. Давление коалиционных партнеров в 2015 году привело к формированию правительства из 21-23 министров и девяти заместителей министров. Раздувание размеров правительства для достижения спокойствия в коалиции – это принесение в жертву важных экономических ценностей.
Сколько министров в правительствах других стран?
Число министров в пятом правительстве Биньямина Нетаниягу не будет самым высоким в мире. Но оно, безусловно, велико, если сравнивать с развитыми странами. В Соединенных Штатах и в большинстве европейских стран правительства ограничены 20 министрами, а в развивающихся странах с огромным населением, таких как Индия и Россия, размер правительства больше, чем у нас.
В Соединенных Штатах, где проживает 327 миллионов человек, существует 15 министерств, большинство которых – это профильные области с постоянными полномочиями — иностранные дела, финансы, оборона и образование. Впрочем, нынешняя администрация создала новое министерство — по правам ветеранов. В Канаде размер правительства более чем вдвое больше: премьер-министр Джастин Трюдо увеличил кабинет министров с 30 до 35. В число пяти новых министерств входят министерство по делам пожилых людей, министерство пограничной безопасности и министерство по межправительственным делам. Причем, Трюдо подвергся серьезной критике за усиление бюрократии в стране.
В Великобритании с 66 миллионами жителей правительство не маленькое — 25 министров, в том числе — министры по делам Северной Ирландии и Шотландии. Нынешнее правительство также имеет специального министра, ответственного за выход Британии из Европейского Союза (Брекзит).
Германия с населением 82 миллиона человек более эффективна — там всего 16 министров, как и во Франции. В небольших странах Европы министров еще меньше. В Ирландии, где проживает 4,8 млн. человек — 15 министров, а в Нидерландах и Бельгии – по 12.
В Латинской Америке в последние годы наблюдается тенденция к снижению размеров правительства. В Бразилии, где проживает более 200 миллионов человек, новый президент Жаир Болсонару сократил число министров с 29 до 22. Например, он упразднил министерство труда и объединил другие министерства, такие как министерство по делам женщин и семьи и министерство по правам человека.
Аргентина, где проживает 44 миллиона человек, также сократила кабинет с 19 до 11 министров в прошлом году в рамках сокращения штатов, которое президент должен был провести в стране для оздоровления экономики и получения помощи в размере 50 млрд. долларов от Международного валютного фонда.
В России, где проживает более 140 миллионов человек, 32 министра, в том числе министр по дигитальным технологиям и министр по чрезвычайным ситуациям. В Индии 25 министров, но есть также около 40 «младших министров», которые отвечают за различные подразделения министерств. Например, министерство аюрведы (традиционной индийской медицины), йоги и натуропатии, которое премьер-министр Нерандра Моди основал в 2014 году.
Источник: Детали