«Хотя при посредничестве Катара и Египта удалось достичь соглашения о прекращении огня, пока трудно сказать, насколько прочным будет это перемирие». Об этом сказал украинский эксперт-международник, политический обозреватель Дмитрий Галкин.
По его словам, если военные действия все-таки возобновятся, скорее всего Израиль будет наносить удары, направленные главным образом против ХАМАСа.
«В случае, если это не принесет заметного успеха, израильские войска могут вторгнуться на территорию Палестинской автономии, чтобы подавить способность ХАМАСа к сопротивлению. Однако по внешнеполитическим соображениям Израиль должен будет завершить такую операцию в течение трех-четырех дней. При этом США будут оказывать Израилю дипломатическую поддержку, оправдывая его действия и блокируя негативную реакцию своих арабских союзников, в том числе Катара», — отметил Д. Галкин.
Эксперт-международник считает, что Израиль чувствует поддержку администрации США, и понимает, что президент Трамп в любой ситуации, как в силу собственных взглядов, так и по внутриполитическим соображениям, будет занимать произраильскую позицию.
«Поэтому Израиль ведет себя достаточно уверенно. Конечно, Израиль рассчитывает также и на собственные оборонные ресурсы. У Израиля сильная армия. В рейтинге сайта Global Fire Power Израиль в мире по военной мощи находится на 15-м месте со скромными человеческими ресурсами – 3,5 млн потенциальных военных, 2 620 танков, 48 установок залпового огня и 652 военных летательных аппарата, из которых 243 — боевые самолеты и 48 — боевые вертолеты. ВМФ Израиля, по данным сайта, насчитывает 65 кораблей. Израильский военный бюджет составляет всего $15 млрд в год»,— отметил Д. Галкин.
Серьезная война с палестинцами в настоящее время не нужна Израилю, поскольку она поставит под угрозу его партнерские отношения с Саудовской Аравией, сказал эксперт.
«Между тем союз с саудитами в настоящее время необходим Израилю, в интересах которого добиться снижения иранского влияния в Сирии. Однако Саудовской Аравии выгодно, чтобы Израиль максимально ослабил позиции движения ХАМАС, которое находится под покровительством Катара. Поэтому ограниченные по своему масштабу военные действия, направленные против ХАМАСа могут продолжаться довольно долго.
Опаснее всего то, что военное столкновение в секторе Газа может подтолкнуть развитие полномасштабного конфликта между Израилем и Ираном. Иран объективно заинтересован в усилении напряженности в секторе Газа, поскольку это ослабляет позицию саудитов, сделавших ставку на союз с Израилем. Кроме того, американские санкции против Ирана, которые, безусловно, нанесут удар по иранской экономике, резко усиливают позиции консервативных сил в руководстве ИРИ.
Поэтому Тегеран может дать достаточно жесткий ответ на израильские действия в секторе Газа (в том случае, если они затянутся на долгий срок) или попытаться создать новый повод для усиления напряженности», — резюмировал Д. Галкин.