В прошлом году я выпустила книгу, посвященную стереотипам вокруг образа еврейской матери. Во время встреч с читателями в синагогах, еврейских центрах и книжных магазинах всегда находился кто-нибудь, кто спрашивал меня, не собираюсь ли я написать книгу и о еврейских отцах.
Что я могла ответить на это? На тот момент я знала всего один анекдот о еврейском муже. Мальчик приходит домой и рассказывает, что в школьной театральной постановке он получил роль еврейского мужа. «Завтра попробуй добиться роль со словами», — говорит мама.
Многим знаком стереотип громкой и властной еврейской матери, перед которой муж трепещет и предпочитает помалкивать. Этот образ достиг пика популярности в массовой культуре в 1960-х, а к 1980-м начал терять популярность. Такая женщина чрезмерно опекает своего ребенка, преисполнена амбициями относительно его блестящего будущего.
Обратная сторона еврейской матери (JM) — американская еврейская принцесса (JAP). Она не толстая, а худощавая, увлечена фитнесом, а не кухонной стряпней, считает своим призванием в жизни заботу о собственной внешности, а не опекание отпрысков.
Оба этих карикатурных образа незнакомы современной молодежи. В конце концов, строгие матери и качающие права дочери характерны для любой этнической группы.
Шутки о еврейских матерях приобрели особую популярность, когда сыновья этих матерей толпами повалили в кинематограф и другие масс-медиа. По мере аккультурации американских евреев, их вхождения в элиту общества, шутки о еврейских матерях стали устаревать. Толстые матроны, говорящие с идишским акцентом, стали исчезать по мере ухода с жизненной сцены первого эмигрантского поколения американских евреев.
Если сыновья охотно рассказывали шутки о сових матерях, то их отцы, как правило, такого внимания не удостаивались. В лучшем случае их представляли в образе эдаких шлимазлов, неелепых мечтателей не от мира сего. Немалый вклад в создание подобного, не очень героического образа внесли такие литераторы, как Филип Рот, и такие кинорежиссеры, как Вуди Аллен. Однако я думаю, что наиболее канонический текст о еврейском отце принадлежит Хаиму Потоку. Обратимся к его роману «Избранные» (The Chosen), написанному в 1967 году.
Так что же можно сказать о современном еврейском отце? Как и о еврейской маме — ничего особенного. Протекавшие в 20 столетии процессы ассимиляции и аккультурации привели к тому, что современные еврейские папы — это просто американские папы.
Источник: Tablet
Сокращенный перевод с английского Ильи Амигуда