Недавно уполномоченный правительства Германии по борьбе с антисемитизмом выступил с нашумевшим заявлением, в котором рекомендовал немецким евреям отказаться от ношения кипы на публике. Этот шаг можно трактовать как официальное признание того факта, что сегодня Германия, как и 80 лет назад, является страной, небезопасной для проживания евреев. По тому же пути, что Германия, движется и вся остальная Европа. В течения примерно тысячелетия Европа была домом для большинства евреев мира. Сегодня эта глава истории закончена. Континент превращается в место сосредоточения еврейских городов-призраков и кладбищ. Немногие оставшиеся евреи должны или готовиться к борьбе за свое существование, или уезжать.
В своих самых ранних выступлениях Гитлер ясно дал понять, что его главная миссия состоит в том, чтобы сделать Германию, а затем и всю Европу свободной от евреев — юденрайн. Он потерпел неудачу только благодаря победе союзников, но современная Европа медленно, но систематично выполняет его завет. Не только в Германии, но и в Англии, Франции, Венгрии носители различных форм антисемитизма (правые радикалы, исламисты, левые антиимпериалисты) приходят к власти и превращают свои некогда маргинальные взгляды в мейнстрим.
Сегодня крайне правые не являются единственным (или даже основным) источником европейского антисемитизма. Детальное социологическое исследование, проведенное университетом Осло, показало, что в скандинавских странах, Германии, Великобритании и Франции большинство проявлений антисемитского насилия исходит от мусульман, главным образом недавних иммигрантов. Аналогично опрос, проведенный среди самих европейских евреев, показал, что большинство случаев антисемитизма, с которыми они столкнулись, были связаны с исламистами или с левыми. Только 13% указали что сталкивались с антисемитизмом, исходящим от правых. Насилие против евреев распространено прежде всего в тех зонах, где мигранты составляют большинство, как, например, некоторые пригороды Парижа или шведский Мальмё.
В Германии одновременно распространены несколько видов антисемитизма. Правые отрицатели Холокоста близки к политическому истеблишменту, в то время большинство актов физического насилия антисемитского характера совершают исламисты. Наконец, недавно правая партия «Альтернатива для Германии» прошла в Бундестаг.
Хотя и по разным причинам, но евреи сегодня бегут из Европы, причем темпы оттока из таких разных стран, как Россия и Франция, довольно близки в количественном отношении.
Города призраков
В 1920 году Европа была домом для более чем половины мирового еврейства, сегодня же на континенте проживает не более 10% еврейского населения планеты. Причины сокращения численности евреев не объясняются одним лишь Холокостом. В 1939 году в Европе насчитывалось 9,5 млн евреев. В 1945-м осталось 3,8 млн. Сегодня, спустя 75 лет после Холокоста, осталось примерно 1,5 млн.
Города, которые некогда были центрами еврейской жизни — Вена, Берлин, Варшава, Люблин, Киев, Рига, Прага — сегодня имеют такое же примерно еврейское население, как какой-нибудь маленький городок в Техасе или Огайо.
Из 27 городов с крупнейшим в мире еврейским населением лишь три находятся в Европе: Москва, Париж и Лондон. Все остальные — в Израиле или в Новом Свете.
В настоящее время страной с крупнейшим в Европе еврейским населением является Франция. Правда, большая часть этих евреев переселилась во Францию из Северной Африки в 50-70-х годах. Хотя сегодня во Франции проживает несколько больше евреев, чем в 1939 году, благодаря эмиграции еврейское население страны сокращается довольно внушительными темпами.
Восточная Европа в 1939 году была главным центром еврейской жизни с восемью миллионами евреев. Сегодня их численность сократилась в 20 раз и не превышает 400 тысяч. В Германии в 1933 году было примерно полмиллиона евреев, сегодня — примерно треть от этого числа, да и те в основном недавние эмигранты из бывшего СССР. Потомков довоенных немецких евреев в современной Германии не более 15 тысяч.
В большей части Европы живую еврейскую жизнь заменяют реликвии прошлого. В блестящей Вене в 1923 году насчитывалось около 200 тыс. евреев. Сегодня же в городе с почти двухмиллионным населением их численность не доходит и до 10 тысяч. Как считает сын еврейских беженцев из Восточной Европы Вальтер Юрашек, в современной Вене не более 500 человек являются потомками довоенных евреев. У Австрии вообще более сложное, чем у Германии, отношение к своему прошлому. Среди австрийцев до сих пор распространено убеждение, что они стали «первой жертвой нацизма». В действительности же подавляющее большинство австрийцев приветствовало в 1938 году аншлюс. Еще в начале XX века в Вене антисемитские настроения были чрезвычайно распространены. Гитлер, сам родом австриец, жил в Вене как раз во время правления бургомистра-антисемита Карла Люгера. Адольф Эйхман, еще один урожденный австрияк, руководил «окончательным решением еврейского вопроса» в этой стране из бывшего особняка Ротшильдов на Принц-Ойген-штрассе.
«В годы моего детства и юности австрийцы вообще не говорили об этом, — вспоминает 65-летний Юрашек. — Дискуссии об этом развернулись лишь в конце 80-х, когда Курт Вальдхайм, бывший генсек ООН и президент Австрии, был разоблачен как нацист».
Как и Вена, многие бывшие еврейские центры сегодня остались почти без евреев. Вероятность того, что в таких городах, как Варшава, Лодзь, Киев, возродится еврейская жизнь, не превышает шансов на продолжение Войны Севера и Юга.
Как и Вена, Будапешт в начале XX века был крупнейшим центром еврейской жизни. Он притягивал к себе евреев со всей Центральной Европы и стал в итоге одним из самых «еврейских» городов за пределами царской России. К 1913 году здесь насчитывалось около 200 тысяч евреев, то есть около 20% всего населения. Бургомистр-антисемит Люгер называл этот город «Юдапешт».
Великолепная синагога на улице Доханьи, крупнейшая по площади в Европе, выстроенная в начале XX века, свидетельствовала о влиятельности и огромном богатстве евреев Будапешта. Ее история отражает сложную историю будапештского еврейства в целом. Даже когда к власти в Венгрии пришел фанатичный антисемит Салаши, сместивший относительно умеренного Хорти, синагоге удалось выжить. Из-за того что нацистская кампания по уничтожению евреев началась поздно, примерно 100 тысячам венгерских евреев, в основном будапештцев, удалось выжить.
Многие из евреев, оставшихся в Венгрии после войны, эмигрировали после поражения Будапештского восстания 1956 года. По оценкам демографов, сегодня в Будапеште насчитвается около 50 тысяч евреев (в венгерской провинции евреев почти не осталось).
Неизвестно, как сложится судьба еврейской общины Венгрии в будущем, когда к власти пришел автократ Виктор Орбан. Многие считают, что он не чужд антисемитских взглядов. Многие наблюдатели отмечают, что Орбан использовал завуалированные антисемитские намеки для нападок на своего давнего противника Джорджа Сороса, уроженца Будапешта.
Примечательно, что Орбан занимает гораздо более произраильскую позицию, чем либеральные европейские лидеры, как Эммануэль Макрон или Ангела Меркель. Он близок с израильским премьером Биньямином Нетаньяху и активно поддерживает общину будапештских хабадников. Правительство Орбана признало незаконным отрицание Холокоста и заняло жесткую позицию по отношению к праворадикальной партии «Йоббик».
Некоторые местные евреи поддерживают Орбана потому, что в силу своего национализма он не допускает в Венгрию мусульманских мигрантов. Как отмечает местная еврейская активистка Анни Фишер, евреи в Венгрии живут вполне спокойно, однако их будущее все равно туманно: «Молодые люди уезжают из страны. Община состоит в основном из стариков и из израильских экспатов», — отмечает она.
Но пока жизнь в еврейском квартале Будапешта кипит. Здесь можно найти традиционную еврейскую еду и клезмерскую музыку — в таких популярных местах, как кафе «Спиноза».
В прошлом евреи Венгрии и других стран Восточной Европы могли искать счастья в западной части континента. Но сегодня и еврейское население запада чувствует себя неуютно и, судя по всему, в ближайшее время сократится.
Упадок западноевропейского еврейства вызван целым рядом факторов. Наиболее «безобидный» из них — ассимиляция, вызванная преобладанием смешанных браков. Ассимиляция также заметно влияет на численность российских евреев, которые до недавнего времени были основным источником пополнения еврейских общин Германии. Но гораздо больше рядовых европейских евреев беспокоит антисемитизм. Согласно недавним опросам, 90% европейских евреев сталкивались в той или иной форме с этим явлением.
Возрождающийся европейский антисемитизм двулик, подобно Янусу. Слабеющая экономика, падение уровня жизни, сокращение среднего класса породили, как и в прошлом веке, рост правого популизма на всем континенте. Антисемитизм традиционного правого толка активно пропагандируют националистические партии: «Альтернатива для Германии» (АДГ), «Йоббик», Австрийская партия свободы. Многие из правых радикалов если не отрицают, то тривиализируют Холокост. Так, Александр Гауланд, один из лидеров АДГ, назвал нацистский Холокост «упавшим на голову кусочком птичьего помета на фоне славной тысячелетней истории Германии». И значительная часть немецкого общества его поддерживает. Согласно опросу, проведенному в 2015 году, чуть более половины немцев считают, что «евреи слишком активно пропагандируют ужасы Холокоста». Некоторые респонденты обвинили в росте антисемитизма самих же евреев.
По мнению знаменитых французских охотников за нацистами, Сержа и Беаты Кларсфельд, правый национализм сегодня не так опасен евреям, как левый радикализм в союзе с исламизмом. Если Гитлер рассматривал евреев как опасных чужаков, враждебных европейской культуре, то современные радикалы обвиняют в слишком тесной привязанности к европейским ценностям.
Как и в 30-х, антисемитизм выходит за рамки радикальных группировок и постепенно превращается в мейнстрим. Согласно одному исследованию, 60% антисемитских заявлений в Германии исходили от людей с хорошим образованием. Сегодня только половина европейцев считает, что Израиль имеет право на существование. Вполне респектабельные партии, например «зеленые», активно поддерживают движение антиизраильского бойкота BDS.
Постъевропейское будущее евреев
Европа не станет полностью «юденрайн» в ближайшем будущем. Однако признаки упадка заметны. В бывшем СССР некогда многочисленное еврейское население, оценивавшееся в 1989 году в 2-2,5 млн сегодня сократилось до 400-500 тысяч. Как отметил ведущий специалист по еврейскому населению демограф из Еврейского университета в Иерусалиме, в России в прошлом году умерло восемь тысяч евреев, но при этом еврейские матери родили всего 600 детей.
В Великобритании еврейское население тоже сокращается. Не исключен и массовый исход британского еврейства, если к власти придет такой радикал, как лидер лейбористов Джереми Корбин, не скрывающий своих антиизраильских взглядов. Согласно ряду исследований, через несколько десятилетий в Великобритании останется только ортодоксальная община.
Франция движется примерно по той же схеме. За 20 лет с 2000 года примерно 50 тысяч французских евреев эмигрировали — в основном в Израиль, США и Канаду. Поскольку потенциальных источников иммиграции в странах Северной Африке почти не осталось, можно ожидать, что еврейское население Франции тоже будет сокращаться.
Если рассмотреть такие причины, как антисемитизм, ассимиляция и социально-экономические факторы, то можно говорить о кончине еврейской общины в Европе, по крайней мере ее секулярной составляющей. Некогда широко расселенная по Европе народность концентрируется в основном в Израиле и Северной Америке, где сегодня проживает 80-85 процентов еврейского населения мира. Однако ассимиляция и растущий антисемитизм могут привести к исходу и из США.
В долгосрочной перспективе можно предположить, что подавляющее большинство евреев мира сосредоточится в Израиле. Еще полвека назад с подобным прогнозом выступил французский социолог Жорж Фридман. С начала XX века еврейское население США и Канады быстро росло за счет иммигрантов — сначала из Восточной Европы, а затем из таких мест, как бывший СССР, Иран, Северная Африка. Сегодня более 70% мировой еврейской диаспоры сосредоточено в США и Канаде, но это число может уменьшиться, поскольку резервов для эмиграции практически не осталось, а укоренившиеся в этих странах евреи будут быстрыми темпами ассимилироваться.
Поскольку уже сегодня подавляющее большинство еврейских детей рождается в Израиле, он, вероятно, впервые со времен античности, снова станет домом для основной массы мирового еврейства.
Источник: Tablet
Перевод с английского Ильи Амигуда