| Моше Вайстух
Моше Вайстух

Устоит ли Еврейский дом без Еврейской силы?

Насколько серьезный ущерб правому лагерю может нанести распад Альянса правых сил? В беседе с «Деталями» политический обозреватель Моше Вайстух предположил, что адвокат Итамар Бен Гвир, лидер входящей в блок партии «Еврейская сила» («Оцма иеудит»), переоценивает свои возможности.

Бен-Гвир сообщил руководству блока, образованного из трех партий — «Еврейский дом» («Байт а-Иехуди), «Национальное единство» («Ихуд леуми») и «Еврейская сила» («Оцма иехудит») — что возглавляемая им «Оцма» покидает созданный перед выборами триумвират и считает себя свободной от взятых на себя ранее обязательств. Он утверждал, что его решение вызвано недостойным поведением раввина Рафи Переца, лидера «Еврейского дома», и Бецалеля Смотрича, председателя партии «Национальное единство».

Суть претензий: перед последними выборами стороны договорились о следовании «норвежскому закону»: получив назначения на министерские посты, Смотрич и Перец должны были снять себя полномочия депутатов Кнессета, освободив места для Бен-Гвира и еще одного представителя «Оцмы». Однако этого не произошло. Более того, Перец вообще отказался говорить с Бен-Гвиром.

Так было проявлено, как считает Бен-Гвир, полное пренебрежение, если не сказать — презрение к их прежним взаимным соглашениям. Потому его выход из блока нашел понимание не только в самой «Оцме». Среди активистов «Еврейского дома» тоже есть недовольные тем, что Альянс правых сил лишился одной «боевой единицы».

— Но на мой взгляд, этот союз, образовавшийся перед апрельскими выборами, изначально не казался полностью естественным. Он был весьма сложен, прежде всего для «Еврейского дома», которому, как ни странно, «Оцма» кажется чересчур радикальной, — утверждает Моше Вайстух. Он работает ведущим журналистом веб-сайта «Кипа», относящегося к национально-религиозному лагерю. Здесь уже давно внимательно следили за развитием отношений и разногласий между Бен-Гвиром, Перецем и Смотричем.

— А чем вызвано такое отношение со стороны лидера «Еврейского дома» к Бен-Гвиру?

— В «Еврейском доме» считают, что Бен-Гвир сильно преувеличивает свою значимость. Вопреки декларируемым им оценкам, будто «Оцма» принесла АПП более 70 тысяч голосов на минувших выборах, в «Еврейском доме» считают это число резко завышенным. Они думают, что «Оцма» принесла Альянсу максимум 15-20 тысяч голосов. А потому, даже если сторонники Бен-Гвира не проголосуют на новых выборах за «Еврейский дом», отток голосов будет так невелик, что не скажется на финальном результате.

— То есть «Еврейский дом» считает, что не окажется в проигрыше из-за разрыва с партией «Оцма»?

— Не то, что в проигрыше – здесь думают, что даже выиграют от этого! «Оцма» кажется «Еврейскому дому» несколько одиозной, чересчур радикальной, и в партии Переца убеждены, что на предыдущих выборах союз с ней, навязанный Нетаниягу, только отпугнул определенную часть избирателей.

— В чем кроется это «чересчур»?

— «Оцма» — это крайний фланг, но не столько в идеологии, столько в своих речах и заявлениях. А раввин Перец более умерен, он все-таки государственник. Он выступает за сильное государство, атакующее государство. Это, на первый взгляд, незначительные нюансы, но для их избирателей они серьезны.

Рафи Перец и Бецалель Смотрич решили не слагать с себя полномочия депутатов Кнессета, мотивируя это тем, что бессмысленно это делать на такой короткий срок. С самого начала пребывания Бен-Гвира в Альянсе, на него смотрели, как на какого-то злого духа. А уж после выборов ему прямо намекали на то, что у двух партий нет никакого желания ввести третью в Кнессет. Конечно, есть причины для нелюбви — но важнее было не обещать того, чему никто не собирается следовать.

Со своей стороны, и Бен-Гвир своим письмом настолько распалил сторонников, что они стали угрожать Перецу, обвинять его во всех смертных грехах. Лидеру «Оцмы» самому пришлось их потом успокаивать, объяснять, мол, раввин Перец – настоящий еврей, любит Израиль, мы против него лично ничего не имеем…

— Есть ли шанс на возрождение Альянса?

— В «Еврейском доме» не исключают вероятности того, что придется вернуться к переговорам с «Еврейской силой». Но, насколько мне известно, сначала они заключат союз с «Национальным единством», а затем начнут переговоры с «Новыми правыми» и Айелет Шакед. И только в зависимости от результатов всех этих контактов они решат, стоит им приглашать Бен-Гвира обратно за стол переговоров, или нет.

Беседовал Марк Котлярский

Источник: Детали

Похожие статьи