Ничто не ново под луной
(Н. Карамзин «… из Екклесиаста»)
Все повторяется. 60 лет назад «разборка» в одном из кафе в Нижней Хайфе в квартале Вади-Салиб переросла в такую драку, что была вызвана полиция. В полицейских полетели бутылки и стулья. Один из полицейских выстрелил в воздух. Был ранен один из драчунов — Яков Эль-Кариф. По кварталу разнесся слух — «нашего убили». Начались беспорядки, сопровождаемые погромами, грабежами, сожжением машин. Волнения вышли за пределы Хайфы — Беэр-Шева, Тверия, Мигдаль ха-Эмек…
Кроме стандартных лозунгов о справедливой абсорбции был и такой: «Король Марокко! Забери нас обратно».
Через несколько дней собралось специальное заседание правительства. Председательствовал тогдашний министр финансов Леви Эшколь. Говоря о евреях из стран Востока, он вопрошал, призывал, предупреждал: «Нужна селекция! Мы должны принять всех, но кто едет? Мы готовим джунгли для себя самих». (До приезда десятков тысяч из настоящей Африки оставалось двадцать с лишним лет.)
Предводитель бунтующих, тридцатипятилетний Давид Бен-Харуш, был арестован и осужден на два года. Отсидел четверть срока, вышел на свободу, создал партию и участвовал (безрезультатно) в выборах в Кнессет. После смерти Бен-Харуша его именем была названа улица в Вади-Салиб.
Спустя десять лет, в 1968-м, идеи социальной справедливости среди выходцев из Марокко воплотились в движение «Черные пантеры», официально заявившее о себе в начале 1971 года. Во время беспорядков в Иерусалиме в мае 1971 года демонстранты, поддержанные левой студенческой организацией «Мацпен», кидали бутылки с «коктейлем Молотова». Один из лидеров «Черных пантер», Чарли Битон, сделал хорошую политическую карьеру — по коммунистическому списку ХАРАШ дважды прошел в Кнессет.
Не могу не привести в заключение слов раввина Овадии Йосефа, сказанных им в феврале 1973 года: «Среди наших ашкеназийских братьев есть такие, кто говорит, что они заботятся о сефардах. Это – ложь». Наверное, тогда были заложены предпосылки к созданию ШАСа.
Источник: 9 канал