| Юрий Табак
Юрий Табак

Израиль и Россия: большие проблемы с религиозным вопросом

15 июля вашингтонский Исследовательский центр PEW — независимый и, вероятно, наиболее авторитетный в мире институт международной религиозной статистики и социологии — опубликовал очередной отчет, на этот раз о динамике религиозных ограничений и социальной напряженности по религиозным мотивам в странах и регионах мира за 10 лет — (2007–2017).

Отчет представляет большой интерес как огромным охватом (196 стран мира), так и подробным анализом обозначенной тематики.

Нам представляется наиболее интересным оценить и сравнить рейтинги Израиля и России в отчете PEW.

1. Государственные ограничения на религию. Определяются, исходя из наличия преференций той или иной религии в конституции или основном законе страны, наличия или отсутствия равных возможностей для всех религиозных групп, государственного финансирования религиозных программ, преподавания религии в государственных школах, подверженности деятельности государства тем или иным религиозным авторитетам, текстам или вероучениям.

Ни Израиль, ни Россия в категорию с наибольшим уровнем фаворитизма определенным религиозным группам не входят, хотя, несомненно, такой фаворитизм имеет место: в Израиле — ортодоксальный иудаизм, в России — православие. Первое место в списке 10 стран с наибольшим уровнем религиозного фаворитизма занимает Афганистан.

2. Государственные законы и политика, ограничивающие религиозные свободы. Рейтинг определяется по наличию или отсутствию статьи в конституции или основном законе, гарантирующей «свободу совести» в соответствии со ст. 18 Всеобщей декларации прав человека ООН, наличия или отсутствия статей, противоречащих «свободе совести», реального влияния соответствующего законодательства на свободу религиозного самовыражения, наличия или отсутствия государственных организаций, регулирующих религиозные вопросы, необходимости регистрации религиозных организаций в разных целях.

Страны с наиболее ограничительными для «свободы совести» законами находятся в Азии и Африке. В 2017 г. в этом списке присутствует Израиль. Это не удивительно: на государственном уровне часть законов Израиля делегирована религиозным властям. Из 22 стран Израиль занимает 13 место в списке, между Ираном и Казахстаном. На первом месте в списке — Эритрея.

3. Государственные ограничения на деятельность тех или иных религиозных групп и граждан. Рейтинг составлен на основе критериев степени вмешательства государства в богослужение и прочие религиозные практики, государственного ограничения проповеди религиозных групп, ограничения миссионерства, ограничений обращения из одной конфессии в другую, возможностей для распространения религиозной литературы, для деятельности иностранных миссионеров, ношения религиозных символов и публичного использования религиозных атрибутов.

Ни Израиль, ни Россия в число 11 стран с наиболее ограничительными законами такого рода не входят. Но надо отметить, что такая практика, безусловно, в России и Израиле присутствует. В Израиле запрещено миссионерство, определенные ограничения накладываются на деятельность реформистского иудаизма и т.д. В России существуют серьезные ограничения на деятельность иностранных миссионеров и распространение литературы, введен запрет хиджабов в ряде регионов. Первые три места в рейтинге занимают Китай, Мальдивы (где за исповедование иной религии, чем ислам, грозит пять лет тюрьмы) и Казахстан.

4. Притеснение государством религиозных групп. Рейтинг составляется на основе критериев степени притеснения или запугивания религиозных групп на том или ином государственном уровне, враждебности по отношению к религиозным группам и меньшинствам, невмешательства в случаях насилия на религиозной почве, запрета той или иной религиозной группы, как опасного «культа» или «секты» или соответствующих угроз, случаев физического насилия и убийств представителей таких групп.

В десятке стран с наибольшим уровнем государственного религиозного притеснения Россия занимает 2-ое место после Ирана. Это не удивительно, если учесть, что в России безосновательно, на наш взгляд, запрещена деятельность Свидетелей Иеговы, некоторых мусульманских течений, на спорных основаниях объявленных экстремистскими, регулярно оказывается давление на протестантские течения. Израиль в первую десятку таких государств не входит.

5. Социальная напряженность на почве соблюдения религиозных норм. Рейтинг составлен на основе критериев уровня насилия или угроз насилия с целью внедрения религиозных норм, уровня насилия по отношению к лицам, выражающим альтернативные, чем большинство, религиозные взгляды, степени притеснения женщин в связи с религиозным дресс-кодом, насилия по отношению к миссионерам и обращающимся в иную религию.

Среди 17 стран с наибольшей социальной напряженностью на религиозной почве Израиль занимает пятое место, между Угандой и Афганистаном. Конечно, это, прежде всего, связано с отстаиванием своих прав (какими они их понимают) ультраортодоксальным населением, с требованиями строгого цниюта для женщин, подчас оскорблениями и случаями насилия за несоответствие религиозным нормам, а также противодействием и угрозами миссионерам со стороны ортодоксии.    

Россия также входит в список, занимая 13-е место, между Ливией и Сирией. Вероятно, составители рейтинга имели в виду, прежде всего, требования, предъявляемые исламскими законами в кавказских республиках, и их насильственную реализацию.

Некоторое удивление вызывает тот факт, что первое место в списке занимает Германия. В Германии действительно существует социальная напряженность в связи с огромным наплывом беженцев, но вроде бы особых требований к религиозным нормам не наблюдается. Составители отчета объясняют свой выбор специфическим положением мигрантов, которые массово принимают крещение из-за опасения депортации и вследствие «покупки» беженцев — предоставления им в случае крещения бесплатной еды, льготного проезда и т.д. Однако даже если это и так, то все же напрямую назвать такой процесс давлением христиан на беженцев трудно, и рейтинг в данном случае вызывает сомнения.

6. Межрелигиозная напряженность и насилие. Рейтинг составлен на основе критериев уровня насилия в отношениях между разными религиозными группами, помех деятельности одних религиозных групп со стороны других.

В десятку стран с наиболее высоким уровнем межобщинного насилия входят преимущественно страны Азии и Африки. Израиль занимает в рейтинге 6-е место, между Ираком и Нигерией — вероятно, по причинам, означенным выше. Россия в этом списке отсутствует. Первое место занимает Мьянма. Любопытно, что единственная европейская страна, попавшая в этот рейтинг — Украина, которая, правда, заняла последнее, 10-е, место в списке. Составители резонно объясняют свой выбор конфликтом между церквями в Украине, сопровождающимся захватом храмов и порой избиениями верующих.

7. Религиозное насилие со стороны организованных групп. Рейтинг составлен на основе наличия или отсутствия террористических групп религиозного толка, религиозных войн и их последствий, воздействия таких групп на общественную жизнь.

Израиль и Россия в этот список не вошли. Первое место, разумеется, занимает Сирия, а вот последнее — Палестинская автономия (включая Газу) — в связи с деятельностью ХАМАС.

8. Притеснение групп и отдельных лиц на религиозной почве. Рейтинг составлен на основе критериев степени притеснения и/или оскорбительного отношения к отдельным лицам и группам по причинам религиозной ненависти, наличия или отсутствия религиозных мотивов насилия со стороны толпы.

Среди 12 стран с наиболее высоким уровнем такого насилия Израиля и России опять нет. Преимущественно в список вошли страны Азии и Африки. Зато впервые в рейтинге появляются США (на 9-м месте, между Сирией и Анголой) из-за событий в Шарлоттсвилле, с их антисемитским и расистским подтекстом, и Украина (на последнем месте), опять же в основном из-за противостояния церквей. На 1-м месте — Центрально-Африканская республика.

9. В рейтинге стран с «очень высоким» совокупным уровнем государственных ограничений на религию в 2017 г. среди 27 государств Россия заняла 18-е место, между Пакистаном и Саудовской Аравией. Израиль в список не вошел. На первом месте — Алжир.  

10. Среди 10 стран с «очень высоким» уровнем социальной напряженности на почве религии Израиль занял 6-е место, между Ираком и Нигерией. На первом месте — Бангладеш. Россия в список не вошла, хотя в 2016 г. она в нем присутствовала, занимая предпоследнее место.

Отдельно в отчете анализируется отношение к конкретным религиозным группам на протяжении 10 лет в разных странах. В 2017 г. в большем числе стран, чем во все предыдущие годы, имело место притеснение религиозных групп. Наиболее высокий уровень насилия отмечен по отношению к представителям трех монотеистических религий: в 143 странах насилию подвергались христиане, в 140 — мусульмане и в 87 странах — иудаисты.  

Также 2017 г. — самый «плодотворный» в плане государственного притеснения религиозных групп (христиане терпели такое притеснение в 123 странах, мусульмане – в 123 странах, иудаисты — в 124 странах) и социальной напряженности на религиозной почве (по отношению к христианам — в 101 стране, мусульманам — в 105 странах, иудаистам — в 75 странах).

Среди 25 стран с наибольшим на планете населением самый высокий уровень общей религиозной несвободы — в Египте, Индии, России, Пакистане и Индонезии, самый высокий уровень государственных ограничений на религию — в Китае, Иране, России, Египте и Индонезии, самый высокий уровень социальной напряженности на религиозной почве — в Индии, Египте, Нигерии, Пакистане и Бангладеш.

Представляется, что развернутый и детальный отчет крайне полезен для анализа и весьма поучителен, даже если его составителям не удалось охватить все многообразные факторы в религиозной сфере. Что в Израиле и России существуют трудные религиозно-социальные проблемы — и так хорошо известно, но отчет, где информация представлена под разными углами зрения, еще раз напоминает о ситуации, вызывающей большие опасения.     

Похожие статьи