| Лев Авенайс
Лев Авенайс

На левом фронте — перемены

Чем ближе дата окончательной подачи списков в ЦИК, тем интенсивнее ведутся переговоры о различных комбинациях партийных блоков – как политических, так и технических. И, соответственно, на обывателей  лавиной обрушиваются различные высказывания политиков, слухи о закулисных переговорах, фейковые и  реальные новости.

Брожение идет повсюду – слева и справа, среди ортодоксов и арабов, кипит густое политическое варево. Временно прекратились взаимные «внутрилагерные наезды»  друг на друга (чем черт не шутит – вдруг в одном списке окажемся!), чтобы с новой силой вспыхнуть после 1 августа, когда туман рассеется, и станет, наконец,  ясно, кто с кем и «против кого дружим».

Чтобы не обозревать все поле битвы, я хочу в этой статье сосредоточиться на ситуации в «левом лагере». Кавычки здесь уместны, потому что определение уже как-то не совсем точно. Я даже не говорю о присутствии откровенно правой партии «Телем» в главе с Моше Яалоном в списке «Кахоль Лаван», проходящем по разряду левоцентристского.

Последние события – объединение  «Аводы» с партией «Гешер», которая нисколько не левая, заставляют поверить в утверждение лидера МЕРЕЦ Нисана Горовица, что МЕРЕЦ — единственная по-настоящему левая партия.

До недавнего времени обозреватели бурно обсуждали различные конфигурации объединения партий в этом левом лагере (для простоты – кавычки опустим). В связи с тем, что «истинно левая» партия МЕРЕЦ балансирует по опросам на грани электорального барьера, муссировались слухи об объединении в едином списке партий МЕРЕЦ и «Авода». Собственно, серьезных идеологических препятствий для этого до недавнего времени не было. Но в обеих партиях шел процесс перевыборов председателей, и вопрос о слиянии откладывался до времени новых лидеров. Между тем, среди так называемых левых появился новый игрок – партия Барака «Демократический Израиль», которая пошла на выборы с программой из одного пункта: «Только не Биби». Барак предложил объединить все три партии – МЕРЕЦ, «Демократический Израиль» и «Аводу» в единый список, под руководством… угадайте с одного раза, кого? Правильно!
Возможно, это и реализовалось бы, но для этого было желательно, чтобы к руководству в МЕРЕЦ пришел Горовиц, а в «Аводе» — Ицик Шмули или Став Шафир. Увы, это сбылось только наполовину – в МЕРЕЦ. В «Аводе» победил «новый старый» лидер  Амир Перец, чьи амбиции ничуть не уступают амбициям Барака.

Впрочем, и Барак, и Амир Перец публично заявляли, что готовы поступиться своим «эго» и уступить другому первое место в объединенном списке. Мне в это верилось с трудом. Точнее – никак не верилось. Но тут ситуация разрешилась сама собой. Барак влип в скандал, связанный с посещением нью-йоркского дома нынешнего «изгоя» миллиардера Эпстайна (или Эпштейна – произношение еврейской фамилии этого человека в израильских СМИ не устоялось). Якобы Барак посещал вечеринку не то с несовершеннолетними девицами, не то с совершеннолетними, что, впрочем, тоже не комильфо, учитывая семейный статус Барака. Барак, естественно, всё отрицает, но Барак – не Трамп, с которого все – как с гуся вода.  Ущерб репутации нанесен весьма существенный, что сразу сказалось на опросах.

А в минувший четверг днем вдруг было объявлено, что в 19.45 – буквально перед главными выпусками новостей —  Амир Перец выступит с важным сообщением. Важным оказалось сообщение об объединении «Аводы» с неожиданно выскочившей из-за кулис партией Орли Леви «Гешер» — партией, которая не прошла электоральный барьер на прошлых выборах, и которой, судя по опросам,  ничего не светило и на выборах предстоящих. После этого Амир Перец объявил, что на этом процесс объединений «Аводы» завершен, и он не готов объединяться ни с «Демократическим Израилем» Барака, ни с МЕРЕЦ Горовица.

Парадоксальным образом эта новая конфигурация повторяет конфигурацию блока «Исраэль ахат» двадцатилетней давности, когда «Авода», возглавляемая тогда Эхудом Бараком, объединилась с партией «Гешер» в главе с отцом Орли Леви – Давидом. Тогда этот союз принес победу Бараку на выборах, но ситуация сегодня даже близко не напоминает ту давнюю.

Новый блок сразу позиционировал себя как социальную политическую структуру, каковой, в принципе, давно должна была стать, но так и не стала партия «Авода». Он намерен заполнить  нишу, образовавшуюся после вливания в «Ликуд» партии «Кулану», ранее занимавшейся социальной тематикой. К сожалению, на протяжении всех проходивших доныне выборов главным в повестке дня оставались вопросы безопасности и неразрешимого израильско-палестинского конфликта. А социально-экономические вопросы умело отодвигались на второй план под гвалт «Отечество в опасности!»

Амир Перец не скрывал цель такого объединения. По его словам, он хочет тем самым усилить левоцентристский блок и привлечь голоса избирателей правого лагеря, — сторонников Орли Леви, которых социальные проблемы интересуют больше так называемых «вопросов безопасности». Хотя безопасности Израиля никто реально не угрожает.

Однако, создав блок «Авода-Гешер», Амир Перец тут же не исключил присоединения к правительству Нетаниягу, правда, оговорив это снятием с Биби обвинений: «Если юридический советник правительства снимет с Нетаниягу обвинения, то мы вполне можем быть частью его правительства. До тех пор, пока черновик обвинительного заключения остается в силе, об этом не может быть и речи»  В любом случае, он не исключил вступления с коалицию с «Ликудом», что вряд ли приемлемо на данном этапе для партии, которая претендует называться левой. Да и Орли Леви, для которой присутствие в правом лагере вполне органично, заявила: «Мы не отвергаем на корню возможность союза с «Ликудом». В этой партии есть чудесные люди, многие из них мои друзья».

Удалось ли «Аводе» привлечь избирателей из правого лагеря? Сам по себе электоральный потенциал Орли Леви не бог весть как велик. На прошлых выборах она получила всего 74 тысячи голосов – это равно где-то двум мандатам. И еще вопрос, как ее правые сторонники отнесутся к  объединению с весьма непопулярным в правом стане (да и среди левых – не слишком) Амиром Перецом. По первым опросам после объявления об объединении это сказать трудно. Соотношение сил условно левого и безусловно право-религиозного лагеря осталось неизменным.  Да, «Авода» несколько увеличила число мандатов. Но, скорей всего, это случилось за счет ранее симпатизировавших партии Барака. «Демократический Израиль» на фоне сексуального (?) скандала опустился ниже плинтуса (простите, электорального барьера). МЕРЕЦ обещают 4-5 мандатов. С другой стороны, МЕРЕЦ чуть-чуть удалился от опасной черты – главным образом благодаря разочарованным оппортунизмом Амира Переца сторонникам «Аводы».

Отказ от дальнейшего объединения левых (пусть и условно левых) сил вызвал серьезные протесты внутри партии «Авода». Нисан Горовиц говорит, что многие сторонники «Аводы» хотят переметнуться в МЕРЕЦ. Одна из популярнейших фигур в «Аводе» и недавний кандидат на пост председателя партии Стаф Шафир выступила с резкой критикой объединения с «Гешером», заявления Амира Переца о возможном союзе с «Ликудом» и отказом от дальнейших объединений. Она заявила, что не намерена наблюдать со стороны, как «Авода»  кончает жизнь самоубийством, и намекнула, что может выйти из партии. Забавно, что именно Шафир пришла в политику на волне социальных протестов 2011 года, и возглавила тогда вместе с Ициком Шмули неформальную партию «коттеджей» (не домов, а непомерно дорогого творога). Казалось бы, ей должен быть по душе новый социальный порядок приоритетов.

Сегодняшняя ситуация в левом лагере должна внушать серьезное опасение его сторонникам. Если Амир Перец в эти последние дни не изменит своего намерения и не возобновит попытки дальнейшего объединения, если МЕРЕЦ и «безыдейная» партия Барака не заключат противоестественный союз или Барак не поймет, что его ждет провал, и не выйдет из предвыборного забега, то левый лагерь может ждать то, что случилось с правым на прошлых выборах – выброшенные в урну голоса. И, как следствие, очередное поражение.

Источник: Релевант

Похожие статьи