Амир Перец: «Просто я работаю волшебником»

Пессимисты полагают, что ближайшие выборы в Кнессет могут окончательно похоронить партию «Авода». Согласно оптимистическому сценарию, партия даже сможет добиться успеха, несмотря на то что всем кажется, что она обречена на провал. Новый лидер ослабленной партии, Амир Перец, похоже, не просто оптимист: кажется, он возомнил себя волшебником. И он верит, что его новый партнер, Орли Леви-Абекасис, поможет ему захватить «Священный Грааль» израильской политики путем перетягивания в свою сторону правых голосов.

Израильтяне, придерживающиеся левосионистских взглядов, могут выбирать между двумя политическими силами (оставим в стороне «Кахоль-Лаван», который воспринимается скорее как центристский). 18 июля бывший министр обороны и нынешний лидер «Аводы» Амир Перец немало удивил израильскую политическую тусовку, объявив об альянсе с партией «Гешер», которую возглавляет бывший депутат от «Исраэль Бейтейну» Орли Леви-Абекасис. В предыдущую кампанию «Гешер» фокусировался на социально-экономических проблемах, таких как уровень жизни и здравоохранение. Но в апреле «Гешер» не смог преодолеть избирательный барьер в 3,25%, набрав всего 75 тысяч голосов.

Альянс Переца и Леви-Абекасис — это союз двух политиков восточного происхождения. Амир Перец сам родился в Марокко, а у Леви-Абекасис там родился отец. Они происходят из географической и социальной периферии — Сдерота и Бейт-Шеана. Они сосредоточены на социальной проблематике, и Перец вежливо забывает о том, что ранее Орли состояла в партии НДИ. В отличие от большей части левых, Перец и Леви-Абекасис совершенно не страдают аллергией на Нетаньяху и не исключают возможности войти в его кабинет. Они надеются, что это поможет им заполучить голоса умеренных правых (особенно они рассчитывают на 153 тысячи голосов, которые в прошлый раз получила партия «Кулану», поскольку Моше Кахлон вернулся в «Ликуд»).

Их главные конкуренты в левом лагере — «Мерец», объединившаяся с «Демократическим Израилем» Эхуда Барака и примкнувшая к ним Став Шафир из «Аводы». Блок получил название «Демократический союз», и его руководство показалось бы эклектичным в любой другой стране, но не в Израиле. Правящий триумвират состоит из бывшего министра обороны (Барак), журналиста-гея из Haaretz (Горовиц) и молодой женщины (Шафир). Все трое — светские ашкеназы из Тель-Авива.

В политическом плане между Аводой в ее нынешнем виде и «Демократическим союзом» (ДС)серьезных противоречий, кажется, нет. Но в культурном их разделяет «дистанция огромного размера» — гораздо большая, чем между Тель-Авивом и Сдеротом.

ДС уже высказал желание объединиться с «Аводой», но Леви-Абекасис с Перецем, кажется, вовсе не стремятся к этому. Они рассчитывают получить голоса справа, в частности — голоса восточных евреев, жителей таких городов, как Сдерот, Йерухам, Димона. Жители этих городов массово голосуют за правые партии, но в «Аводе» считают, что правые вовсе не представляют их интересы. ДС обеспокоен тем, что Перец возьмет голоса слева и передаст их правым, поддержав правительство Нетаньяху. Не секрет, что Леви-Абекасис с удовольствием вошла бы в правительство Нетаньяху после апрельских выборов, если бы получила портфель министра здравоохранения. Мечта Переца о том, чтобы сменить Ривлина на посту президента, также не является секретом, но она неосуществима, если политик останется в оппозиции. Достаточно взглянуть на электоральную карту, чтобы увидеть, где Леви-Абекасис получит поддержку. В ее родном городе, Бейт-Шеане, «Гешер» получил 7,45% голосов — вчетверо больше, чем в среднем по стране. «Мерец» завоевал в этом городе ничтожные 0,23%. В то же время в Тель-Авиве «Мерец» набрала 9%, а «Гешер» — 1,8%.

Израильские левые находятся в тяжелом кризисе по уникальным для Израиля причинам: травма второй интифады и разбитые надежды, связывавшиеся с уходом из Газы. Но израильские левые также страдают от тех же проблем, что и социал-демократические партии по всей Европе, где рушится коалиция между столичной космополитической элитой и городским рабочим классом. В Британии Лейбористская партия ослабла из-за дезертирства в Либерально-Демократическую и в партию «Брекзит». Во Франции социал-демократы потеряли лицо из-за невнятной идеологии. В ФРГ СДПГ ослабляется из-за перетекания ее традиционных сторонников в сторону «зеленых» и «Альтернативы для Германии». Для избирателей, которые отказываются от левых партий и уходят вправо, риторика левых космополитов в лучшем случае кажется чуждой, а в худшем — просто отталкивающей.

Вероятно, схожие процессы протекают и в Израиле, но здесь добавляется еще антипатия восточных евреев к светскому, космополитичному, ашкеназскому Тель-Авиву, который всегда смотрел на них свысока.

Дилемма, стоящая перед израильскими левыми, приблизительно такова: пытаться ли перестроить столичную коалицию среднего и городского рабочего класса через единый левый фронт или признать, что коалиция не подлежит восстановлению, и пытаться обхватить левый электорат с двух флангов, как бы взять его в клещи. В любом случае электоральные перспективы ДС представляются более предпочтительными. Один из кандидатов от «Аводы» недавно сказал Амиру Перецу: «Если бы я решил идти с “Мерец”, я бы чувствовал себя увереннее — 8-10 мандатов у них в кармане».

Но израильская политика — вещь непредсказуемая. Если Перец и Леви-Абекасис выберут верную стратегию, они могут оказаться триумфаторами. В противном случае они лишь бездарно ополовинят и без того немногочисленный левый электорат.

Перевод с английского Маргариты Марьяновской

Оригинальный текст: Tablet

Похожие статьи