Ну, вот и всё. Черта подведена. Туман, окутывавший наши политические построения, рассеялся. На выборном поле определилась диспозиция лагерей. Закончился смутный период встреч и разлук, расставаний и обнимашек, браков по любви, нелюбви и расчету. И даже фиктивных браков – ведь именно так можно назвать так называемые «технические блоки». Они создаются только для того, чтобы получить «вид на жительство» (помните фильм с Депардье и Макдоуэлл с таким названием?) в Кнессете, а там уже разбежаться, потому что ничего, кроме этого совместного желания, их не связывает.
Что ж, самое время рассмотреть расстановку сил перед следующим этапом. Весь июль все обозреватели многоумно гадали, кто будет с кем объединяться, а кто от кого будет отделяться. Ловили малейшие утечки информации, а когда их не хватало, вдохновенно придумывали слухи из источника «ппп» – пол, палец, потолок. В отличие от предыдущих выборов, когда шла лютая «внутривидовая» борьба – правые мочили правых, левые — левых, перетаскивая и перетасовывая голоса избирателей внутри лагерей, на этом этапе все старались держаться максимально корректно – иди знай, с кем придется объединиться в последний момент, лучше пока отношений не портить. Но не следует ждать вегетарианства в августе. Внутрилагерная борьба наверняка вот-вот начнется. Впрочем, несколько особняком в этот период стояла партия НДИ, которая с самого начала всей этой «перевыборной» истории не собиралась ни с кем объединяться и во всех опросах не проходила по «ведомствам» ни правых, ни левых. Поэтому была открыта для массированных атак со стороны правых (левым в этой партии ловить было нечего), и сама охотно атаковала ультраортодоксов и «Ликуд».
Оставим в стороне арабские партии, которые в наших разборках не участвуют. Их по недоразумению относят к левым, хотя из них левые — только коммунисты ХАДАШ. Просто они откровенно антиправые. На этот раз к выборам все четыре арабские партии, несмотря на очень серьезные разногласия между собой, пришли единым блоком. Так что, надежды правых, что пропадут голоса, отданные за партию БАЛАД, по опросам не преодолевавшую электоральный барьер, не оправдались.
Вот теперь двинемся слева направо. Я уже писал, что когда Барак выплыл из забытья и организовал список «Демократический Израиль» — это поначалу рассматривали как курьез. Впрочем, на фоне абсолютного бездействия как «Кахоль Лаван», так и МЕРЕЦ с «Аводой», занятых выборами своих новых лидеров, Барак выглядел самым энергичным. Он тут же предложил объединить все партии левей «Кахоль Лаван» в единый блок под своим началом. Опросы давали такому гипотетическому блоку 15 мандатов. Этот номер у него, возможно, и прошел бы, если бы в Аводе лидером стал Ицик Шмули. Но выбрали старого коня Амира Переца. Сдается мне, это не тот случай, когда старый конь борозды не портит. Амир Перец решил отхватить голоса у правого лагеря, и с этой целью объединился с партией «Гешер» Орли Леви, которая, разумеется, к левому лагерю никакого отношения не имеет. Правда, «большая политика» (в смысле израильско-палестинские отношения) ее вообще волнует мало, она играет на социальном поле. И на ее электорат позарился Амир Перец. Думаю, он просчитался. Правые к нему не пришли (или пришли в мизерном количестве), а вот левые избиратели, возможно, ушли левее – вместе с популярной Став Шафир – в МЕРЕЦ. И опросы после этого объединения сулят новому блоку «Авода»-«Гешер» все те же пять мандатов, что и одной «Аводе» — до объединения. То есть, старейшая партия Израиля находится при смерти. Впрочем, такие мамонты умирают долго.
Впрочем, может, Перец и не просчитался, а, наоборот, сделал верный ход. За два дня до закрытия списков из партии «Кахоль Лаван» поступила «информация» что Нетаниягу договорился с Перецом о вхождении «Аводы» в правую коалицию. Собственно говоря, ни Перец, ни Леви не отрицали возможности входа в правительство с «Ликудом». Правда, они говорят, что не будут сидеть в правительстве Биби, если против того будут выдвинуты обвинения. Но я привык не верить обязательствам политиков. Всегда можно отступиться от своего обязательства под универсальным предлогом спасения страны от очередного кризиса безвластия.
О сути этой якобы уже имеющейся договоренности в четверг «рассказал» Либерман: «Авода» входит в правую коалицию, а взамен «Ликуд» поддержит кандидатуру Амира Переца на вожделенный им пост президента страны. Насколько это достоверно, судить не берусь, но звучит правдоподобно.
А тем временем, благодаря посредничеству «изменницы» Шафир, оставившей свое сердце, по ее утверждению, в «Аводе», МЕРЕЦ объединился со списком Барака и образовался «Демократический лагерь». Союз этот тоже выглядит несколько противоестественным. Трудно считать левым бывшего министра обороны в правительстве Нетаниягу. Надо сказать, что Барак проявил определенную мудрость, демонстративно отказавшись от лидерских амбиций – и занявший лишь десятое место в списке. Впрочем, это некоторое лукавство. Если «Демлагерь» войдет в правительство, то министерский пост первым из списка будет выбирать для себя Барак. А если нет – то Бараку не придется скучать на скамьях оппозиции в качестве рядового депутата. До последнего дня перед подачей списков Барак пытался уговорить Переца объединить списки, но тот оказался.
Барак пытался идти еще дальше, предлагая единый блок «условно левых» с участием и партии «Кахоль Лаван». Но и этому не суждено было сбыться.
Сама структура «Кахоль Лаван» уцелела, несмотря на вбросы различных слухов о ее расколе. Говорили об отделении «Еш Атид» во главе Яиром Лапидом. Более того, буквально накануне подачи списков вдруг газета «Исраэль айом» сообщила, что партия ТЕЛЕМ, входящая в блок «Кахоль Лаван» (вполне правая партия во главе с Моше Яалоном), взяла в ЦИК отдельные бланки для регистрации списка. Это дало основание для спекуляций насчет выхода этой партии из «Кахоль Лаван», что, кстати, вполне могло поменять соотношение левого и правого лагерей. Правда, с другой стороны, партия ТЕЛЕМ в одиночку тоже вряд ли смогла бы преодолеть заветный барьер…
Но в итоге это тоже оказалось фейк-ньюз.
И вот теперь мы переходим к правому лагерю, где накал страстей зашкаливал. За день до подачи списков бесславно растворилась в недрах «Ликуда» партия «Кулану», позиционировавшая себя в качестве социального защитника израильтян. Нетаниягу в предыдущую кампанию сделал все, чтобы переманить в «Ликуд» избирателей «Новых правых», чем выстрелил себе в ногу – Беннет и Шакед в кнессет не прошли, и правые не смогли создать коалицию. На этот раз он приложил массу усилий для объединения правых, чтобы ни один голос не пропал. Увы, он объединил, но не всех.
На правом крыле израильской политики домыслов и вымыслов хватало с избытком. Большинство из них было связано с личностью Аелет Шакет – новой иконы правых. То Сара Нетаниягу якобы запретила мужу кооптировать Аелет в Ликуд, то та же Сара (опять же – якобы) вела переговоры с женой рава Переца, чтобы Шакед не давали первого места в списке правого альянса… В итоге получилось возвращение блудных сына и дочери «Еврейского дома» Беннета и Шакед в единую структуру с тем же «Еврейским домом» на новом витке спирали. «Новые правые» слились с «Альянсом правых партий», в которому уже был покинутый Беннетом и Шакед «Еврейский дом». И весь это правый салат получил название «Объединенные правые». Но бывший кумир правых «образца 2013 года» Беннет изрядно потускнел и ушел в тень, зато вовсю блистает Аелет, возглавившая список, в котором всякой «твари по паре».
Правые хоть объединенные, но не все. До последнего дня в этот Ноев ковчег тех, кто «правее» Ликуда, пытались попасть Итамар Бен-Гвир и его партия неокаханистов «Оцма Иеудит», и Моше Фейглин с партией «Зеут». С Бен-Гвиром не сторговались из мест в списке – ему давали восьмое место, он хотел пятое (кстати – восьмое тоже проходное). Шакед вроде была готова дать ему желаемое место, но здесь на дыбы стал Беннет. Бен-Гвир – это слишком даже для него. В последний день на упрямого Беннета оказывалось мощное давление со стороны Нетаниягу и его приближенных. До последней минуты у Нетаниягу тлела надежда, что удастся впихнуть неокаханистов в список «Объединенных правых». Мне это напомнило последние минуты перед роспуском кнессета два месяца назад, когда тоже Нетаниягу надеялся, что произойдет что-то чудесное…
В результате «Оцма Иеудит» пойдет на выборы самостоятельно. И ультраправая мини-партия «Ноам», которая поначалу собиралась идти с Бин-Гвиром, тоже пойдет сама. И Моше Фейглина с партией «Зеут» тоже в «Объединенных правых» не захотели. «Зеут» гордо идет на выборы одна. Безумству храбрых поем мы песню. Правый лагерь наверняка потеряет голоса, отданные за этих «отвергнутых». Через барьер они вряд ли «перепрыгнут». Опубликованные за два часа до закрытия списков данные опроса фирмы «Мидгам» во главе с Камилем Фуксом говорят о том, что эти партии недобирают слишком много. А правый лагерь недосчитается четырех мандатов.
В «Ликуде» во всем винят Беннета и Шакед. Беннет с 2013 года как кость в горле у Биби. Вот и сейчас он подложил Биби очередную свинью. Да простят меня за упоминание некошерного животного.
Между тем, вопрос о будущей коалиции остается открытым. Но гадание на опросах «чем сердце успокоится» оставлю для другого раза.
Сейчас начнется самое интересное. Как принято говорить в социальных сетях – запасайтесь попкорном.
Источник: Релевант