| Михаил Магид
Михаил Магид

Ближний Восток: Новая эскалация конфликта в Сирии?

Появились новые подробности мощного взрыва в военном аэропорту Шайрат в провинции Хомс. По сообщению официального сирийского агентства SANA в результате взрыва убиты 31 человек — солдаты армии Асада и шиитских проиранских милиций. По версии SANA, речь идет о случайном взрыве в ходе работ по выносу со складов просроченных боеприпасов. Первоначально SANA сообщила о 10 пострадавших, позднее появилась информация о том, что убиты 35 человек, и еще несколько десятков раненых доставлены в госпитали Хомса. Издание Inteli Times, однако, пишет о том, что аэропорт использовался для поставок иранских вооружений «Хизбалле» и шиитским милициям. Взрыв произошел в момент разгрузки очередной партии иранских вооружений. 

В последнее время израильские войска активизировали удары по иранским объектам в Сирии, по военным базам режима Асада, а также по объектам проиранских милиций (собранных со всего Ближнего Востока, включая Афганистан и Пакистан), по всей проиранской шиитской коалиции, которая укрепилась в Сирии и лишь благодаря которой Асад удерживает под своим контролем 60 процентов территории страны. Под удары не попадают только российские войска, но у них с Израилем соглашение: Израиль им не мешает проводить различные операции, а российские системы ПВО не стреляют по израильским ВВС, когда те бомбят иранцев или Асада.

В ходе налетов Израиль активно использует новейшие самолеты-невидимки F-35, став первой страной, обкатавшей эту военную технику в боевых условиях. Причем израильтяне не ограничиваются ударами по Сирии. Об этом сообщила лондонская арабская газета Asharq Al-Awsat. Согласно сообщению, которое цитирует анонимных западных дипломатов, Израиль дважды за июль наносил удары по иранским складам с оружием и ракетами в лагере Ашраф, к северо-востоку от Багдада. Так, 19 июля по этой базе был нанесен удар израильским истребителем F-35.

Министр регионального сотрудничества Израиля Цахи Анегби заявил на прошлой неделе, что «Израиль является единственной страной в мире, которая убивает иранцев в течение двух лет». Анегби добавил, что Израиль «наносил удары по иранцам сотни раз в Сирии, иногда признает это, а иногда об этом свидетельствуют иностранные сообщения». Ангеби добавил, что Израиль «очень агрессивен, когда речь заходит о его национальной безопасности... Мы все еще не видели, чтобы иранцы отступили от своего намерения закрепиться в Сирии военным путем, и эта кампания еще не закончена. Но они точно знают, с кем связываться, и кого можно раздражать. Нас нельзя».

Тем не менее иранцы продолжают закрепляться в Ливане, Сирии и Ираке. Во всех этих странах они снабжают оружием, деньгами и военными советниками шиитские ополчения. В Ливане это «Хезболла», которая является одной из лучших региональных армий в регионе, в Сирии — коалиция разных милиций, как местного, так и иностранного происхождения, в Ираке это крупнейшие милиции, входящие в ополчение Хащд аль-Шааби (Силы народной мобилизации), которые контролируют ряд районов страны. Более того, иранцы размещают в Ираке ракетные установки с радиусом действия до 700 км, причем эти ракетные системы точнее тех, которые передаются милициям в Сирии. Данные ракетные системы способны накрыть любую точку в Израиле и вести огонь по другому союзнику США — Саудовской Аравии. Одновременно во всех трех странах Иран строит заводы по производству ракет.

Конечно, мишенью иранцев является не только Израиль. Иран постепенно укрепляет «Шиитский полумесяц» — стратегический коридор от Тегерана до Средиземного моря. В будущем он хотел бы сохранить под своим контролем и экономически осваивать эти территории. Например, сегодня в Ирак переносится значительная часть иранского бизнеса, включая торговлю нефтью, чтобы вывести бизнес из-под американских санкций.

В любом случае, в Израиле считают, что Шиитский коридор, фактически, иранская империя, представляет угрозу и намерены атаковать военные объекты в этих странах. Но у израильского военного и политического руководства имеются большие проблемы.

Во-первых, Израиль не может так же легко атаковать объекты в Ираке, как он делает это в Сирии, поскольку, несмотря на массированное иранское влияние, эта страна все еще входит в сферу интересов США, как политических, так и экономических (там активно работают американские нефтяные компании) и вряд ли американцы одобрят постоянные атаки на Ирак.

Во-вторых, иранское военное и политическое присутствие в Ливане, Сирии и Ираке слишком велико, чтобы его можно было остановить, производя налеты раз в неделю.

В настоящий момент сложилась патовая ситуация. С одной стороны, Израиль продолжает наносить удары по Сирии и даже по Ираку, громя там иранцев и их союзников, а те не имеют возможности сбивать израильские самолеты. Ответить же мощным ракетным ударом по Израилю Иран и его друзья опасаются. В ответ Израиль может начать массированные налеты на Сирию, разрушив там позиции Асада и позволив антиасадовской суннитской оппозиции развернуть успешное наступление с севера (из района Идлиб).

Кроме того, иранцы боятся, что удары по Израилю вызовут не только израильский, но и американский ответ. Иран в настоящий момент находится на грани вооруженной конфронтации и с американцами; конфронтировать одновременно с США и Израилем слишком опасно. Эта ситуация довольно неприятна и унизительна для Ирана: он вынужден просто терпеть израильские налеты.

С другой стороны, Израиль не решается наносить в Сирии и Ираке действительно массированные удары. Ведь это может вызвать мощный ракетный обстрел Ирана. На тотальную войну против целого региона Израиль вряд ли решится, потому что в этом случае на его территорию обрушатся десятки тысяч ракет, включая высокоточные иранские крылатые ракеты.

Поэтому, скорее всего, несмотря на израильские операции и отдельные успехи, Шиитский полумесяц будет укрепляться и дальше.
Похожие статьи