ЦАХАЛ – самый большой в мире еврейский клуб. И членство в нем должно быть ограничено – только для израильтян.
Допуск иностранцев в израильскую армию создает связь Израиля с евреями диаспоры, но характер этой связи проблематичен.
Вы когда-нибудь задавались вопросом, какая самая большая еврейская организация в мире? Если вы - еврей, то ответите на этот вопрос другим вопросом: что вы понимаете под «еврейской организацией»?
Более 95 процентов участников этой организации - евреи, в ее распоряжении тысячи синагог и кошерных кухонь, в ней соблюдаются суббота и все еврейские праздники, тысячи раввинов получают от нее зарплату. Коли так, ЦАХАЛ вне всяких сомнений - крупнейшая еврейская организация, которую когда-либо знал мир.
ЦАХАЛ - не государственный институт. Это государственная религия. Новое течение иудаизма, со своим особым диалектом иврита, ритуалами, первосвященниками или генералами, чей авторитет выше авторитета раввинов (которые выполняют клерикальную функцию в армейских обрядах, но не отдают приказы). Армия обороны Израиля насчитывает около полумиллиона евреев, на полной или частичной ставке, и еще миллионы являются ее бывшими членами, партнерами, и связаны с ней через братьев, сестер и детей.
Многие из членов этой организации могут также состоять в религиозных общинах и дома иметь собственных гражданских раввинов. Но в первую очередь они лояльны Армии обороны Израиля. Когда в 2005 году раввины сказали своим ученикам, что им не надлежит принимать участие в эвакуации поселенцев из сектора Газа, лишь небольшая кучка повиновалась, в то время как тысячи солдат-ешиботников следовали приказам, которые отдавал ЦАХАЛ. Треть девушек, заканчивающих национально-религиозные школы, где раввины рекомендуют им поступить на национальную – не армейскую - службу, по-прежнему выбирают ЦАХАЛ.
ЦАХАЛ является подлинной государственной религией Израиля и крупнейшей еврейской организацией в мире. Как писали мои коллеги Джуди Мальц и Янив Кубович в своей великолепной статье («Что убивает израильских солдат-одиночек?»), ЦАХАЛ обладает мощной силой притяжения для молодых евреев, юношей и девушек, которые израильтянами не являются.
А почему бы и нет? Захватывающий академический отпуск в Израиле между окончанием школы и поступлением в университет без каких-либо обязательств, на полном пансионе, в одной из лучших и самых престижных армий в мире. Но, как отмечают авторы, ЦАХАЛ на самом деле в них не нуждается; их потребности солдат-одиночек ложатся ненужным бременем на и без того усталых командиров; и система не приспособлена для того, чтобы предоставлять им необходимую поддержку.
Что еще хуже, в то время как ЦАХАЛ располагает эффективными инструментами, чтобы определить, не страдают ли потенциальные новобранцы-израильтяне психологическими и другими личными проблемами, 3500 солдат-одиночек не проходят надлежащую допризывную проверку такого рода.
Они составляют лишь 2 процента всех солдат ЦАХАЛа, но за последние пять лет около 12 процентов самоубийств во время службы в армии пришлось на солдат-одиночек. Неизбежный стресс, вызванный привыканием к жизни в боевых частях, незнание иврита, непонимание израильского общества в сочетании с подростковыми проблемами, из-за которых они, возможно, сбежали из дома, отсутствие поддержки со стороны семьи, на которую их товарищи-израильтяне могут опереться – все это часто может оказаться им не по силам. Их процент отсева высок. И самоубийства (в период, когда общее число самоубийств в ЦАХАЛе снижается) почти неизбежны.
Так почему же ЦАХАЛ готов быть «Иностранным еврейским легионом», если ему не нужны эти солдаты, которые ложатся дополнительным бременем на систему, служат короткие отрезки времени (включающие базовую и специальную подготовку, но краткосрочную активную службу), и, за исключением тех, кто впоследствии не становится гражданами Израиля, не будет призван в качестве резервистов?
Говоря «не для печати», многие офицеры ЦАХАЛа поделятся с вами историями о том, как им приходится проводить боевые учения с солдатами, которые едва понимают приказы на иврите, расскажут, сколько времени они тратят на решение их личных проблем, и признаются, что предпочли бы не иметь под своей командой иностранных солдат-одиночек.
Однако открыто они никогда этого не скажут. Причины подобной скрытности разнообразны. Нужно быть благодарными за жертву, которую приносят эти молодые мужчины и женщины, отправляясь служить в армии вдали от родного дома - кто же захочет выставить себя неблагодарным хамом? Нужно также отдать честь традиции: в 1948 году ЦАХАЛ остро нуждался в тысячах еврейских добровольцев, которые поспешили в страну, чтобы поддержать молодую армию, ведущую войну на выживание. Именно они принесли профессионализм и опыт, приобретенные на полях сражений Второй мировой войны, и учили израильтян сражаться.
Но есть и менее почтенные причины. Кадровые офицеры ЦАХАЛа не будут высказываться по этому вопросу, потому что политики любят молодых евреев-иностранцев, приезжающих в страну, чтобы служить в армии. Что может быть лучшим доказательством центральной роли Израиля и верности его государственной религии для евреев всего мира? Это инструмент государственной пропаганды, особенно когда СМИ так много пишут о том, что молодые американские евреи равнодушны или даже настроены враждебно по отношению к Израилю. Неудивительно, что президент Реувен Ривлин и премьер-министр Биньямин Нетаниягу выступили на церемонии, устроенной в начале июля в честь 300 новобранцев из-за рубежа. Неудивительно, что еврейские благотворительные организации также воспользовались этим, чтобы создать еще больше подобных организаций. Почетными президентами организаций новобранцев из США стали Мириам Эдельсон и Сара Нетаниягу.
Но ведь нельзя жить одной политикой. Да, необходимо немедленно предпринять меры по улучшения психологической поддержки для солдат-одиночек, но это не все. Важно обсудить роль, которую играет ЦАХАЛ в связи евреев с Израилем.
Армия - это место, где в руках у вас оружие, и где вас могут убить. Верно и то, что немалая часть ресурсов и военнослужащих направлены на сохранение военной оккупации другого народа. Разрешать молодым евреям диаспоры служить в ЦАХАЛе независимо от того, планируют ли они в будущем стать израильскими гражданами или нет, означает не только подвергать их опасности. Связь между Израилем и диаспорой, которая выстраивается таким образом, весьма проблематична и держится на очень узком фундаменте.
Что это говорит об Израиле? Что он не в состоянии предложить молодым евреям ничего привлекательнее, чем служба в армии?
Эмиграция никогда не бывает легкой. И уж тем более, когда она сопряжена с переездом из западной страны с более высоким уровнем жизни и меньшими проблемами в сфере безопасности. Более того, в некоторых просвещенных уголках западного мира сама поддержка Израиля может поставить вас в неловкое положение. Начать свою новую жизнь в Израиле в качестве солдата или волонтера ЦАХАЛа - это просто неправильный путь.
За последние десятилетия условия службы новобранцев заметно улучшились, больше внимания уделяется заботе об их нуждах. Но армейская жизнь и боевая служба в любой серьезной армии вещь однозначно жестокая и неизбежно сопровождается стрессом. Восемнадцатилетние израильтяне, по крайней мере, готовились к этому, их окружают друзья и родственники, которые уже прошли через эту мясорубку до них.
Есть более полезные способы продемонстрировать свою преданность Израилю. Членство в крупнейшей еврейской организации в мире должно быть ограничено только израильтянами, и репатриантам, прежде чем испытать на себе тяготы армейской службы, необходимо долгое время, чтобы привыкнуть к гражданской жизни в Израиле. Это нужно для их же блага, но также потому, что Израиль должен предложить нечто гораздо больше, чем просто ЦАХАЛ.
Источник: Детали