| Михаил Магид
Михаил Магид

Чем вызвано новое обострение между Израилем и «Хезболлой»?

Израильские войска нанесли удары по югу Ливана в ответ на несколько противотанковых ракет, выпущенных оттуда по приграничной армейской базе и военной технике. Об этом сообщила пресс-служба израильской армии. Военные говорят о «нескольких попаданиях» в результате ливанского обстрела, в то время как канал «Хезболлы» «Аль-Манар» сообщает о ранениях нескольких израильских солдат и подбитой бронемашине.

С чем связано нынешнее обострение? И к чему может привести обмен ударами между «Хезболлой» и Израилем?

Стоит для начала бросить взгляд на всю картину событий с высоты птичьего полета. Израиль уже около двух лет наносит удары по иранским и проиранским силам в Сирии (частью которых является и ливанская шиитская милииция «Хезболла» — важнейшая среди проиранских милиций, воюющих в Сирии на стороне Асада), чтобы помешать Ирану закрепиться в этой стране. Но в последние недели Израиль также стал наносить удары по иранским объектам и силам проиранских шиитских милиций в Ираке и Ливане. Цель этих операций заключается в том, чтобы замедлить или остановить формирование «шиитского полумесяца» — гигантской иранской зоны влияния, охватившей Ирак, Сирию и Ливан. Это также ответ Израиля на создание в упомянутом стратегическом коридоре, протянувшемся от Тегерана до Средиземного моря, иранского ракетного потенциала (от ракет различного радиуса действия, способных накрыть Израиль и Саудовскую Аравию, до заводов по производству высокоточных ракет в Ливане, Сирии и Ираке).

Раньше Иран игнорировал израильские удары по Сирии или отвечал на них редкими и неэффективными ракетными обстрелами. Однако радикализация израильских бомбежек против шиитской империи (с расширением атак на Ирак и Ливан) меняет положение. Иран предупредил, что намерен радикализировать ситуацию в ответ на израильские удары по Ираку.

Что же касается Ливана, где доминирует проиранская «Хезболла», то последняя устами своего лидера, шейха Хасана Насраллы, неоднократно заявляла, что считает красной линией обстрелы Ливана. После того как израильские дроны на прошлой неделе атаковали цели «Хезболлы» в Ливане и Сирии, Насралла предупредил о грядущем ударе по Израилю. Именно это сейчас и произошло. Параллельно «Хезболла» усиливает свое проникновение в Южную Сирию, создавая разведывательно-диверсионную сеть непосредственно вблизи израильско-сирийской границы.

Какие цели в настоящем конфликте преследует премьер-министр Израиля Нетаньяху?

Во-первых, это, как уже говорилось выше, систематическое противодействие попыткам укрепления Ирана в шиитском коридоре.

Во-вторых, это послание Нетаньяху руководству США. В последние недели американская администрация посылает сигналы о готовности к переговорам с Ираном по вопросам о санкциях и ядерной сделке. Кроме того, США дали понять, что намерены избегать вооруженного конфликта с Ираном, поскольку очередная война на Ближнем Востоке, вероятно, будет очень непопулярна в США и сможет привести к поражению Трампа на выборах в 2020 г. Это привело к неожиданному военно-политическому усилению Ирана. Хотя иранская экономика находится в тяжелейшем состоянии из-за американских санкций (в этом году ожидается ее падение на шесть процентов), иранцы резко усилились в зоне Персидского залива, пользуясь своей безнаказанностью.

Сообразив, что Трамп не станет им отвечать, они время от времени захватывают международные нефтяные танкеры или обстреливают с помощью союзников (хуситов в Йемене и шиитских ополчений в Ираке) саудовские аэродромы и нефтяные объекты. Влияние Ирана выросло настолько, что ОАЭ, до недавнего времени противостоявшие проиранским хуситам в Йемене, заключили с Ираном мирный договор и сообщили об уходе части своих сил из Йемена. Сейчас Израиль посылает Трампу сигнал: Нетаньяху не допустит урегулирования отношений Ирана и США и снятия с Ирана санкций без отказа Ирана от ракетных сил в «шиитском полумесяце»; Израиль не смирится с растущим влиянием Ирана в регионе. Учитывая израильское влияние на Трампа, расширение ударов Израиля и обострение израильско-иранского конфликта могут оказать некоторое влияние на администрацию США, способствуя ужесточению американской позиции по Ирану.

Впрочем, израильские атаки на Ирак могут привести и к обратному эффекту. США недовольны израильскими бомбежками этой страны. Американцы опасаются, что действия Израиля наоборот приведут к усилению влияния Ирана в Ираке. Поэтому, пытаясь повлиять таким способом на США, ужесточив их позицию по Ирану, Нетаньяху идет на определенные риски в отношениях с американцами. Кроме того, Трамп, более всего озабоченный будущими выборами в США, может вообще проигнорировать израильско-иранскую эскалацию.

Наконец, в-третьих, Нетаньяху посылает сигнал израильским избирателям перед выборами 17 сентября: премьер-министр по-прежнему в силе, он следит за Ираном, он атакует. Расширение ударов по иранцам можно воспринимать как часть избирательной стратегии Беньямина Нетаньяху.

Однако налицо эскалация. Не получится ли в итоге так, что израильские ВВС обрушат бомбы на Тегеран и на иранские порты, чтобы окончательно добить иранскую экономику, в то время как иранцы и их союзники зальют Израиль ракетным дождем со всех своих баз от Ирака до сектора Газа, от «Хезболлы» в Ливане до хуситов в Йемене?

В такой эскалации не заинтересованы ни Израиль, ни Иран. Асимметричная война между двумя державами может не дать преимуществ ни одной из сторон, в то же время ослабив экономики и политические режимы в обоих государствах.

Что касается «Хезболлы», то и здесь ни Израиль, ни лидер «Хезболлы» Насралла не заинтересованы в большой войне.

Когда в 2006 г. израильская армия вошла в Ливан, чтобы разгромить инфраструктуру «Хезболлы» и предотвратить ракетные обстрелы Израиля, она, согласно данным отчета израильской комиссии Винограда, действовала неудачно. Армия понесла серьезные потери, притом, что «Хезболла» сохранила возможности обстреливать Израиль до последнего дня войны. Сегодня ракетный и оборонный потенциал «Хезболлы» увеличился в десятки раз. Это серьезный и опасный противник: для Нетаньяху легкой прогулки в Ливан не будет.

Со своей стороны, «Хезболла» не заинтересована в масштабных израильских налетах и ударах. И дело не только в том, что ей нечем защитить шиитское население Ливана от ударов ВВС. «Хезболла» — активный участник войны в Сирии на стороне президента Асада. Противостояние с Израилем может привести к ослаблению сил проиранского режима и его союзников в Сирии или даже к утрате их завоеваний. И этого они не могут не бояться.

Таким образом хорошая новость состоит в том, что ни Иран, ни Израиль, ни «Хезболла» не хотят большой войны и постараются ее избежать.

Но существует проблема. Зона вооруженного израильско-иранского конфликта постоянно расширяется, и мы не знаем, в какой момент стороны нажмут на тормоза. Пока мы наблюдаем тренд в сторону большой войны. К тому же процесс эскалации носит, в какой-то мере, неконтролируемый характер. Например, если не ответить в определенной ситуации ударом на удар, то это может привести к потере лица. А нанесение удара может вызвать еще более мощный ответный удар и т.д. Хотя угроза большой израильско-иранской войны не велика, она растет в ходе последних событий.

Похожие статьи