«Наиболее существенную роль в переговорах России и Израиля играет иранский фактор».
Об этом СТМЭГИ сказал политолог, директор Института современного государственного развития, эксперт Центра ПРИСП Дмитрий Солонников.
По его словам, большая война в регионе Ближнего Востока не нужна никому:
«Но и вопрос собственной безопасности Израиль никогда не будет откладывать на потом. В этом деле участвует очень много игроков: Эр-Рияд, Вашингтон, Тегеран, Иерусалим, Дамаск, Анкара, Москва. И все они соединены сложной паутиной связей, интересов и договоренностей. Разрешить ситуацию контактом только двух лидеров из этого клубка противоречий невозможно. Но можно сделать предложения — которые можно будет обсуждать дальше, уже и с другими участниками», — отметил Д. Солонников.
Обращаясь к последней встрече Нетаньяху и Путина в Сочи, российский политолог сказал, что это по счету уже тринадцатая встреча двух лидеров и была похожа на предыдущие двенадцать, но и серьезно отличалась от них.
«Конечно же, встречи лидера Израиля и лидера России — это демонстрация возможностей израильского лидера участвовать в формировании международной повестки дня в кругу основных мировых игроков, таких как президент США, премьер министр Индии и президент России. Это серьезнейшая заявка, и она раз от раза подтверждается. Для России — это демонстрация позиции активнейшего игрока на ближневосточной арене, реально вовлеченного в сложнейшие вопросы данного региона.
Конечно же, есть и фактор миллиона бывших граждан Советского Союза и России, проживающих сейчас в Израиле, которых обе стороны считают (или хотят считать) своими. Кстати, в списке «Ликуда» на втором месте после главы правительства стоит выехавший в свое время из СССР Юлий Эдельштейн, ныне спикер Кнессета», — сказал он.
Серьезнейшие внешние проблемы могут быть проиллюстрированы хотя бы тем, что сейчас самолету израильского премьера приходится облетать зону действия новых ракет «Хезболы» в Ливане, и это не говоря о постоянной угрозе со стороны иранских военных в Сирии или напряженности в секторе Газы, утверждает Солонников.
«Нервозность и неопределенность обстановки — это вообще характерная черта современных международных отношений. Она присутствует в Евросоюзе и Британии, в США и Китае, в Латинской Америке и на юге Африки. В частности, несколько дней назад произошла атака дронов на НПЗ в Саудовской Аравии. И снова глобальная неопределенность: как отреагируют цены на нефть, как за ними последуют фондовые рынки, что будет с мировыми валютами? Но у лидера Израиля в этой части проблем с неопределенностью больше, чем у всех остальных. И он продолжает играть в них. Официально было объявлено, что основной темой переговоров между Путиным и Нетаньяху была ситуация в Сирии. Это логично и понятно. Сирия — сосед Израиля, Сирия — страна, где активно присутствует Россия. Здесь переплетаются интересы безопасности, политической стабильности и экономической перспективы. Каждая из сторон может выбирать для себя более выгодное и актуальное сочетание. Но, помимо официальной части, есть еще и закрытые переговоры. И они могут быть куда более насыщенными.
Конечно же, премьер-министр Израиля имеет активные и постоянные контакты с президентом США. Это выгодно обоим. Поддержка произраильского лобби — это конек Трампа во внутриамериканских делах. Поддержка американского союзника — это весомый аргумент для сторонников Нетаньяху. Их контакты более тесны и содержательны, чем это получается сейчас в российско-американских делах. И Нетаньяху вполне может быть частью челночной дипломатии между лидерами России и США. Так же как и в ситуации с Украиной, где Нетаньяху недавно был гостем Владимира Зелинского. С другой стороны, у Владимира Путина прекрасные отношения с лидерами Ирана и Турции, чем не может похвастаться Израиль. Интересным фоном для встречи в резиденции «Бочаров ручей» стало заявление Биньямина Нетаньяху о намерении правительства его страны распространить суверенитет на Западный берег реки Иордан. Евросоюз и так много лет держит ограниченный набор санкций против Израиля, и можно с большой вероятностью ожидать их расширения и ужесточения после данного шага. Учитывая, что Россия такие санкции терпит уже несколько лет, можно предположить, что теперь есть повод поделиться опытом поведения в такой ситуации», — отметил российский эксперт.
Иногда складывается впечатление, что ряд европейских политиков одинаково не любит Израиль и Россию, а такая «нелюбовь» иногда сближает. Недаром в медиа уже начали строить параллель между Крымом и Западным берегом реки Иордан, сказал наш собеседник.
«Вот, кстати, и главный раввин России Берл Лазар уже отправил приглашение премьер-министру Израиля побывать на открытии синагоги в Севастополе.
Сближение же может идти по разным путям. Это не только политические контакты или обсуждение безопасности в кругу профессиональных военных, но и экономика. Трудности сближают. И здесь снова стала актуальной тема ускорения согласования договоренностей о создании зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и Израилем. Об этом речь идет давно, но решения все нет. Вот и сейчас пока из конкретики прозвучали только туризм и цифровая экономика», — резюмировал Солонников.