«Изменивший правила игры»

Накануне Рош ха-Шана Авигдор Либерман был назван и «Человеком 5779-го года», и ключевой фигурой будущего правительства.

Эти звания, хоть и не присуждались ему официально, но вполне убедительно прозвучали в эфире радиостанции 103FM из уст ведущих популярных программ и появились на сайте Walla! «из-под пера» авторитетных авторов, которые опирались на мнения своих слушателей, зрителей и читателей. Они, эти отзывы израильтян, отнюдь не большинство из которых могли бы назвать себя сторонниками главы партии «Наш дом Израиль» и экс-министра обороны, сводились к одному: «Либерман изменил правила игры».

За десятилетия своей политической карьеры он из «тени Биби» превратился в конкурента и оппонента Нетаниягу, а партию НДИ, которую никому уже не придет в голову назвать секторальной и «русской», сделал решающим фактором всего внутриполитического процесса. Без Либермана сегодня не создать ни устойчивого правительства, ни жизнеспособной коалиции.

Уйдя в отставку с поста главы оборонного ведомства из-за несогласия с капитулянтской политикой в области безопасности, которую ему пытались навязать, он продемонстрировал принципиальность и отвагу, и этого не могла не заметить страна.

Отказавшись в апреле-мае войти в правительство «Ликуда» и ультраортодоксов, не согласившись пойти на компромисс ни в Законе о призыве, ни в других моментах взаимоотношений религии и государства, он придал пяти мандатам НДИ вес, оказавшийся большим, чем десятки депутатских мест больших партий и блоков. И это был не только политический, но и моральный вес, что также не осталось не замеченным. Либерман сказал: «Я не прогнусь!» И не прогнулся.

Сделав главной повесткой всех дней своей предвыборной кампании противостояние диктату и шантажу ультрарелигиозных партий, ставших по сути дела пролезшими во власть тоталитарными сектами, Либерман завоевал симпатии светского Израиля.

Четкая социальная программа, предусматривающая последовательную защиту интересов общины, обещание довести до конца борьбу за увеличение минимального дохода пожилых израильтян, конкретные меры по усилению представительства выросших в Израиле выходцев из репатриантских семей – все это упрочило поддержку НДИ и ее лидера русскоязычными избирателями. Средний израильтянин склонен полагать, что «все русские – за Либермана», но это совсем не так, и чтобы добиться укрепления «базисного» электората Либерману пришлось сделать очень многое.

«Повторное взвешивание» в сентябре принесло НДИ еще три (а по-честному — четыре) мандата, которые олицетворяют тех новых сторонников, которые поверили Либерману и проголосовали за возглавляемую им партию.

Ивет, как любят называть его в израильских СМИ, изменил свое имя в 70-х прошлого века, став Авигдором, а накануне 20-х годов нынешнего столетия полностью изменил правила политической игры, утвердив себя на первых строках списка самых влиятельных политиков еврейского государства.

И сегодня уже не в виде некоей пропагандистской «страшилки» или смелого допущения, а вполне серьезно звучит мнение: если бы президент Израиля Реувен Ривлин поручил формирование правительства не упершимся в переговорный тупик Нетаниягу и Ганцу, а Либерману, то дело бы сдвинулось с мертвой точки, и кабинет министров начал бы, наконец, работать. Лидер НДИ, на протяжении всех месяцев, предшествовавших 17 сентября, говоривший, что он заставит «Ликуд» и «Кахоль-Лаван» создать широкое национальное либеральное правительство с участием этих и своей партии, вполне может, будь ему такое поручено, сделать это и сам.

И пусть глагол «заставить» кому-то не нравится, и этот кто-то предпочел бы более мягкий и деликатный синоним, сегодня такому человеку как Авигдор Либерман по силам остановить разрушительный политический кризис. Заставить — и предотвратить угрозу третьих подряд выборов, столь же выгодных ловко ускользающему от правосудия Нетаниягу, сколь угодных и до сих пор политически беспомощному Ганцу.

…Может быть, именно поэтому и «человеком года», и «ключевой фигурой будущего правительства» в израильских СМИ назвали не Биби и не Бени, а Ивета-Авигдора. Не станем же мы спорить с представительными израильскими СМИ, ранее отнюдь не замеченными в особых симпатиях к Либерману и его партии? Уж если суперпопулярные Аяла Хасон, Нисим Мишаль и Таль Шалев  так считают, то…

Источник: Курсор

Похожие статьи