| Шломо Авинери
Шломо Авинери

Почему Трамп опасен для Израиля

В знаменитом фильме Чарли Чаплина «Великий диктатор» ключевая сцена изображает диктатора, - образ которого безусловно списан с Гитлера, - играющего с глобусом, танцующего с ним, пинающего, как мяч, обнимающего его, до тех пор, пока глобус не лопается у него в руках, как проколотый воздушный шарик.

Нечто подобное, похоже, произошло в последнее время с президентом США Дональдом Трампом. Если судить по его решению уйти из Сирии, он психически нездоров.

Только человек с психическими отклонениями может после одного телефонного разговора с президентом Турции Эрдоганом отказаться от поддержки курдов, самых лояльных союзников Америки в борьбе с ИГ – но сразу после того, как это решение подверглось шквальной критике, заявить, что уничтожит экономику Турции, если она посмеет ущемить курдов.

Помню, в школьные годы у нас в каждом классе был такой же непредсказуемый и взбалмошный ученик, как Трамп, и всегда находилась возможность его утихомирить или нейтрализовать.

Тот факт, что такой деформированной личности удалось не только достичь высот в большой политике, но и стать полноправным хозяином Белого дома, можно отнести к испытаниям, выпавшим на долю американской демократии, причем проблема отнюдь не в политике Трампа. Он не консерватор и не изоляционист – для него важно только одно: как он выглядит в СМИ и как доказать, что он «круче» всех остальных.

Кстати, по поводу «круче»: небезынтересно было бы знать, что связывает двух «крутых» - Трампа и президента России Владимира Путина. В любом случае складывается ощущение, что глава Белого дома делает все возможное, чтобы ослабить Запад и нанести вред его союзникам, тем самым играя на руку - пусть и косвенно - политике России.

К примеру, ослабление НАТО и ЕС вполне может считаться конкретной целью Путина; и у президента США, который говорит, что между ним и северокорейским правителем Ким Чен Ыном внезапно возникла чуть ли не любовная связь, - а примерно так Трамп и выразился, - что-то, по всей видимости, не в порядке с головой и созданной в ней картиной мира.

Здесь вполне уместно говорить о последствиях, к которым может привести изменчивая политика Трампа. Добавьте сюда такие факты, как игнорирование американцами нападения Ирана на Саудовскую Аравию, включая предыдущие инциденты, - сбитый американский БПЛА и нарушение свободы судоходства в Ормузском проливе, - и картина станет полной. Никто не хочет, чтобы США начали войну против Ирана, но попытка умиротворения, предпринятая Трампом,  наносит серьезный ущерб глобальному статусу США.

Только недавно Саудовская Аравия во главе с агрессивным наследником выступали в качестве лучших друзей американского президента, а также стратегическим и экономическим активом США (президент даже защищал Мухаммеда бин Салмана от обвинения в гибели саудовского журналиста Джамаля Хашогги). Теперь, в одночасье, после того, как иранская сторона атаковала нефтяные объекты Саудовской Аравии, Трамп утверждает, что это обстоятельство нисколько не задевает американские интересы, а саудиты должны позаботиться о себе сами.

И что же выясняется? Оказывается, агрессивная риторика Трампа, направленная против Ирана (подобно той, с которой он ранее обрушивался на Северную Корею до того, как влюбился в ее лидера) - это просто риторика, и она может указывать на внутреннюю слабость и даже трусость, требуя компенсации за словесную агрессию.

Отныне всем, - и саудитам, а с недавнего времени и курдам, - становится ясным, как Божий день, что быть «другом» Трампа не так уж безопасно, и вряд ли стоит надеяться, что в экстренном случае США подставят свое плечо. Ну, что вы, Трамп не предает своих друзей – у него их просто нет: ни на международной арене, ни на внутренней. Любого, кто был рядом с ним (к примеру, его многолетний адвокат или  руководитель его предвыборной кампании), без сожаления бросают на растерзание псам. Некоторые из его бывших соратников уже в тюрьме, некоторые еще по пути, если окажутся замешанными в «украинском деле».

В Вашингтоне ходит шутка: если у вас есть противник или враг, предложите ему послужить Трампу: рано или поздно это прикончит его карьеру. Некоторым, скажем, бывшему постпреду США в ООН Ники Хейли, удалось вовремя вырваться из этого замкнутого ядовитого круга.

Невозможно предугадать, как в дальнейшем будут развиваться события, но Израиль должен усвоить печальный урок.

Следует отдавать себе отчет, что Трамп – отнюдь не преданный друг Израиля, и ему, собственно, все равно, что происходит с нашей страной. Если ему вдруг приспичит, он заключит союз с режимом аятолл и объявит, что Али Хаменеи - его лучший друг. Если между Иерусалимом и Тегераном напряжение возрастет до открытого и жестокого противостояния, не случится ли так, что Трамп напишет в "Твиттере", что это исключительно наша проблема, и мы должны решать ее самостоятельно, как он сообщил об этом саудитам?! Не стоит надеяться и на его еврейского зятя. Переезд посольства в Иерусалим, признание суверенитета на Голанах и отвратительная реклама «сделки века» вряд ли можно считать стратегической поддержкой, и в результате Израиль рискует оказаться в одиночестве перед лицом иранской угрозы. С президентом, который в одностороннем порядке отступил от некоторых международных договоров, нет смысла обсуждать оборонный союз.

Все перечисленное требует создания правительства национального единства по политическим причинам, но отнюдь не из-за лояльности или личной ненависти. Нам необходимо такое правительство – но без Биньямина Нетаниягу, без ротации, дееспособное и без каких-либо комбинаций.

Надеюсь, что в «Ликуде» найдутся порядочные люди, патриоты, которые это поймут. Кроме того, нельзя не учитывать то обстоятельство, что репутация Нетаниягу запятнана его братским союзом с Трампом, и этот союз отнюдь не помогает, а вредит Израилю, не давая заручиться поддержкой вне очерченного круга, в центре которого маячит сомнительная фигура из Белого дома.

От этого трухлявого дерева по имени Трамп надо отдалиться - этого требуют безопасность и будущее Израиля. Вот почему столь важно правительство национального единства без Нетаниягу. И только тогда удастся восстановить статус Израиля на международной арене, в США и в еврейском мире, и мобилизовать все ресурсы для того, с чем мы можем столкнуться в ближайшее время.

Источник: Детали

Похожие статьи