Будучи многолетним исследователем структуры американского общества, социолог Хаим Ваксман не упал со стула, когда узнал, сколько ортодоксальных евреев проголосовало в 2016 году за Трампа. «Я немного удивился, но не слишком, — говорит бывший профессор социологии и еврейских исследований в Ратгерском университете. — Не секрет, что многие ортодоксальные евреи сегодня чувствуют, что у них гораздо больше общего с консервативными христианами и правыми республиканцами, чем с либеральными евреями, которые голосуют за демократов».
В своей недавно опубликованной книге Social Change and Halakhic Evolution in American Orthodoxy («Социальные перемены и галахическая эволюция в американской ортодоксии») Ваксман рассматривает процессы, вызвавшие правый крен среди американских ортодоксов, с акцентом на большую строгость в соблюдении религиозных обрядов. Не случайно, подчеркивает он, их политические взгляды эволюционируют в том же направлении.
Согласно опросу, проведенному Американским еврейским комитетом, 54 процента ортодоксальных евреев проголосовали за Трампа на президентских выборах 2016 года. Такой же выбор сделали 24 процента приверженцев консервативного иудаизма, 10 процентов реформистов, 8 процентов реконструкционистов и 14 процентов тех, кто идентифицирует себя как «просто евреи».
Эта тенденция среди американских ортодоксов была подмечена уже в ходе всестороннего исследования еврейского населения США, осуществленного Центром Пью в 2013 году.
Примерно половина опрошенных ортодоксальных евреев отнесли себя к консерваторам в политике, при этом 57 процентов респондентов склонялись к поддержке Республиканской партии. Так в отношении отношении к гомосексуальности ортодоксальные евреи более походят на христиан-евангелистов, чем на более либеральных евреев, причем почти 60% считают, что общество должно препятствовать однополым отношениям.
По словам Ваксмана, поддержка ортодоксами Республиканской партии является относительно новым явлением: «Этот процесс стал заметным в последние две президентские каденции. При Билле Клинтоне процент ортодоксальных евреев, проголосовавших за республиканцев, был тоже выше, чем у неортодоксальных, но разрыв, конечно, был не таким большим, как сегодня».
Демократы обычно считаются более критично настроенными по отношению к проводимой Израилем политике, чем республиканцы, особенно в том, что касается занятых территорий Иудеи и Самарии и строительства поселений. Но Ваксман считает, что это единственная причина, по которой ортодоксальные евреи принимают сторону Республиканской партии: «Отношение к Израилю, безусловно, играет свою роль, но дело не только в нем. Ценности, которые защищают правые республиканцы, представляются многим религиозным евреям схожими с их собственными убеждениями».
Трамп, безусловно, заплатил религиозным евреям за поддержку, назначив некоторых из них на важные посты с своей администрации. К их числу относятся: его собственный зять Джаред Кушнер, имеющий множество различных полномочий; его бывший адвокат Дэвид Фридман, ставший послом в Израиле, а также еще один адвокат, Джейсон Гринблат, недавно ушедший с поста главного представителя по вопросам ближневосточного урегулирования.
Ваксман родился и вырос в районе Боро-парк в Бруклине и учился в ортодоксальных ешивах. Он относит себя к течению современных ортодоксов, но подчеркивает, что не любит ярлыки. После ухода из Ратгерса, где он преподавал более трех десятилетий, он 13 лет назад переехал в Израиль. Сегодня он является заведующим кафедрой наук о поведении в Академическом колледже «Хадасса» в Иерусалиме.
Современные ортодоксы в Америке, как отмечается в его книге, не всегда были такими строго соблюдающими, как сегодня. Например, вплоть до конца 20 века в их синагогах обычным делом были обеды и балы, на которых женщины танцевали с мужчинами. Они нередко ели молочные или рыбные блюда в некошерных ресторанах. Сегодня подобные практики по большей части запрещены в их среде.
По словам Ваксмана, главным фактором устрожения нравов в мире модерн-ортодоксов является страх перед явлением под условным названием «секс, наркотики и рок-н-ролл». «Мы видим аналогичный рост фундаментализма в христианстве — также в ответ на эту культуру . Поэтому этот процесс не является уникальным для ортодоксальных евреев», — отмечает социолог.
Оригинальный текст: Джуди Мальц, Haaretz Перевод с английского Ильи Амигуда