| Йоси Вертер
Йоси Вертер

Тайный план Нетаниягу стал явным

Приготовления к третьим выборам, они же – «коалиционные переговоры», идут полным ходом. На минувшей неделе один из руководителей «Ликуда», близкий к главе правительства Биньямину Нетаниягу, позвонил своему другу, главной фигуре израильского левого лагеря. Скажи мне, спросил первый, как ты собираешься баллотироваться на следующих выборах? Какой альянс будет на этот раз? Есть шансы, что «Кахоль-лаван», МЕРЕЦ и «Авода» объединятся? Или только первые два?

То, что ответил человек из левого лагеря, не имеет значения. Намного интереснее была причина самого звонка. Принимая во внимание близкие связи между звонившим и уходящим главой правительства, следует придти к выводу, что на улице Бальфура и в «Ликуде» сняли с антресолей план еще одних выборов. Вариант альянса между двумя партиями, который чуть было не стал реальностью в сентябре, снова всплыл на поверхность с гораздо большим потенциалом.

Пока еще рано обсуждать различные сценарии. В обычной ситуации «Ликуд» давным-давно проглотил бы «Новых правых», «Национальное единство» и «Еврейский дом», – а заодно и НДИ – чтобы создать Республиканскую партию Израиля. С другой стороны политической карты нет никакого будущего у МЕРЕЦ и «Аводы» – двух истощенных марок, которые еле пережили молотилку предыдущих выборов. Их время прошло. Их место – в «Кахоль-лаван». Вместе они создадут Демократическую партию, которой здесь так не хватает.

Ощущение, что темные тучи третьих выборов сгущаются у нас на глазах, усиливается, если рассмотреть поведение Нетаниягу на минувшей неделе.

Если бы его целью было формирование правительства национального единства, он не снял бы намордник с министра юстиции, напавшего на прокуратуру; не молчал бы долгие часы, прежде чем лаконично отстраниться от идиотской теории заговора доктора востоковедения Мордехая Кейдара (который на митинге сторонников Биби в Петах-Тикве заявил с трибуны, что в 1995 году вовсе не Игаль Амир застрелил Ицхака Рабина); и уж, конечно, никогда не стал бы называть следствие по делу его помощников, подозреваемых в преследовании госсвидетеля обвинения, «терактом против демократии».

Скорее, премьер выразил бы некое недовольство помойным языком своего сына Яира, назвавшего полицейских следователей «гестапо», а Гидеона Саара – «насильником», а то и отправил бы его к психиатру или хотя бы на курс хороших манер.

Чтобы ослабить «Кахоль-лаван», чьи руководители окопались на двух основных условиях для создания правительства национального единства – Бени Ганц первый в ротации и развод Нетаниягу с право-религиозным блоком – глава правительства должен был сделать прямо противоположное: продемонстрировать политическую мудрость и умеренность, утихомирить страсти в правоохранительной системе и, по крайней мере, притвориться, что два его последовательных провала – политический после апрельских выборов и электоральный после сентябрьских – немного научили его скромности.

Он должен был убить их мягко, устроить им медовую ловушку. У него в рукаве полно трюков. Например, пригласить супругов Ганц на приватный обед с супругами Нетаниягу. Или, с согласия Ганца, провести беседу с Габи Ашкенази, одним из капитанов на мостике «Кахоль-лаван», который больше всех противится любому компромиссу в очередности ротации.

Но когда Нетаниягу продолжает громыхать и разжигать страсти, лично или через гонцов, когда он нападает на Яира Лапида, обвиняя его в том, что тот – главное препятствие для объединения и водит за нос Ганца, он умышленно и сознательно торпедирует коалиционные переговоры, ускоряя приближение выборов в 2020 году.

Даже наиболее гибкие сторонники правительства национального единства понимают тот посыл, который распространяет Биби: он останется тем, кто он есть. Не будет никакой перезагрузки. Он не изменит своего порочного пути. Даже будучи во главе правительства национального единства, он продолжит сеять смуту и раздор, подстрекать, науськивать и атаковать правоохранительную систему.

Ганц и его коллеги окажутся в ловушке. Нетаниягу почти наверняка продолжит разрушать юридическую систему, вдохновлять своих сторонников на новые демонстрации, размещать в соцсетях подстрекательские ролики и «твиты».

И что сделает Ганц и его команда? Будут сидеть тихо и заниматься делами? Если так, они предадут доверие своих избирателей и станут половыми тряпками. А, может, начнут препираться с Биби с утра до ночи? Если так, зачем вообще нужно входить в такое правительство? Все это было предсказуемо. Они подадут в отставку? См. предыдущий вопрос.

Источник: Детали

Похожие статьи