| Юрий Бочаров
Юрий Бочаров

Израиль на распутье: кого избирать?

Прошло почти два месяца после проведения досрочных выборов в Кнессет 22 созыва. И, несмотря на все усилия (сначала главы правительства Биньямина Нетаньяху, а сейчас и лидера блока «Кахоль Лаван» Бени Ганца), никому не удаётся даже начать реальные переговоры о создании хоть какой-то модели правительства.

Выборы в Кнессет, прошедшие 19 сентября, закончились практически патовой ситуацией. Право-религиозный блок под управлением Биньямина Нетаньяху получил 55 мандатов, левоцентристский, во главе с Бени Ганцем, при негласной поддержке Объединённого арабского списка насчитывает 57 мандатов, что не позволяет никому из них сформировать собственное правительство (для этого, как известно, необходим как минимум 61 мандат).

Восемь мандатов партии НДИ, без труда могли бы решить эту тупиковую ситуацию, однако принципиальная позиция Авигдора Либермана по вопросам взаимодействия государства и религии, а так же об отношениях с лидерами арабского списка) остаётся камнем преткновения, не позволяющим ни левым, ни правым завлечь его в свою предполагаемую коалицию.

Изначально понимая тупиковую ситуацию, президент Реувен Ривлин предпринял попытку создать правительство национального единства на базе партии «Ликуд» и блока «Кахоль Лаван», усадив в своем кабинете на прямые переговоры Биньямина Нетаньяху и Бени Ганца. Но после провала данных переговоров он вначале вручил мандат на формирование правительства Биньямину Нетаньяху, которого рекомендовали на должность премьера больше депутатов, чем Бени Ганца.

Однако отведенные по закону на переговоры 28 дней закончились безрезультатно, и Нетаньяху досрочно сдал мандат президенту. Сейчас прошла вторая неделя переговоров, предоставленная для формирования правительства Бени Ганцу. В это время «Кахоль Лаван» продолжал переговоры с «Ликудом», провел рабочие встречи с блоком «Авода-Гешер» и партией «Наш дом — Израиль». Однако, как заявили представители «Кахоль Лаван», если на переговорах с НДИ и «Аводой», они чувствуют прогресс, то в разговорах с «Ликудом» выходом из тупика пока не пахнет. Дело в том, что представители «Ликуда» ведут переговоры не только от имени своей партии, но и от всего право-религиозного блока, включающего шесть партий с 55 мандатами.

Фактически сегодня задача Нетаньяху состоит в том, чтоб удержать от раскола блок правых и религиозных партий, что позволит ему вести переговоры от имени их всех, и тогда в правительство они пойдут или не пойдут только вместе с ним и под его руководством. Задача Ганца — либо расколоть правый блок, либо попытаться создать правительство меньшинства с одной единственной целью: отстранить Нетаньяху от власти, хотя бы до следующих выборов.

В то же время стоит отметить, что сегодня ключ от коалиции фактически находится в руках не у Авигдора Либермана, как утверждают СМИ, а у юридического советника правительства Авихая Мандельблита. Ведь от его решения зависит будущее Нетаньяху, а с ним — и коалиции. У него есть три варианта: закрытие дел; обвинительное заключение без статьи о взяточничестве; обвинение во взяточничестве. При двух последних вариантах правительства не будет: Ганц не сможет позволить себе сидеть в коалиции с обвиняемым во взяточничестве, а Нетаньяху, в случае закрытия дел, явно захочет пойти на выборы, одержать победу и стать единоличным премьер-министром еще надолго. Если же Мандельблит ограничится обвинением в подрыве общественного доверия, правительство национального единства получит шанс. В то же время решение Мандельблита отправить Нетаньяху под суд по обвинению во взяточничестве может послужить толчком к бунту в «Ликуде», которого так ждут в «Кахоль Лаван», в НДИ и в некоторых других партиях.

Понимая, что переговоры с Ликудом могут быть успешными лишь на их собственных условиях, неприемлемых для «Кахоль Лаван», Бени Ганц, для поднятия собственного имиджа, продолжил свою рекламную компанию под девизом объединения катастрофически расколотого израильского общества. В своих последних публичных выступлениях лидер «бело-голубых» предлагает общую основу для национального консенсуса всех израильских «племен». Не называя по имени Биньямина Нетаньяху, Ганц в каждой своей речи обвиняет его в систематическом нарушении любых моральных принципов ради собственного политического выживания, и призывает восстановить этические нормы как единственную основу для национального консенсуса.

В принципе такой подход дает свои плоды: все больше израильтян обвиняют Нетаньяху в срыве переговоров и возлагают на него ответственность за перспективу третьих выборов. Так, в вопросе об ответственности за тупик на коалиционных мнение большинства общества очевидно: 39% называют виновным Нетаньяху и 29% — Авигдора Либермана. Бени Ганц на третьем месте с 19%.

Возможно, сложившаяся ситуация сподвигла лидера партии ШАС Арье Дери к идее назначить прямые выборы премьер-министра, в которых должны участвовать Нетаньяху и Ганц, а депутат «Ликуда» Мики Зоар, который нередко высказывает публично «политику партии», предложил и вовсе сделать это системой: «Очевидно, что правительство сформировать в нынешних условиях невозможно, поэтому мы будем требовать прямых выборов». Он также предлагает сделать день выборов рабочим, «чтобы экономика Израиля не страдала».

В то же время, как показывают проведенные «по свежим следам» опросы общественного мнения, исход прямых выборов премьер-министра непредсказуем. Согласно результатам опроса, проведенного институтом Panels Politics по заказу 12-го канала ИТВ, за Биньямина Нетаньяху проголосовали бы 46% респондентов, а за Ганца — 43%.

Тем не менее депутаты и лидеры фракций в Кнессете начали обсуждать предложение о проведении прямых выборов главы правительства в том случае, если не удастся прийти к соглашению о формировании коалиции. Накануне эту инициативу поддержал и глава партии «Авода» Амир Перец. «Речь идет об интересном, заслуживающем внимания предложении, которое я намерен вынести на обсуждение на заседании фракции», — заявил Перец.

Для проведения прямых выборов необходимо изменение Основного закона о правительстве, что требует большинства в 61 голос. И хотя еще не все партии право-религиозного блока заявили, что поддерживают эту инициативу, предполагается, что и они поддержат это предложение, так как не заинтересованы в еще одной предвыборной кампании, которая потребует дополнительных средств и может привести к уменьшению их представительства в Кнессете. Премьер-министр Биньямин Нетаньяху заявил, что не продвигает сейчас этот законопроект, однако не возражает против подобной инициативы.

В «Кахоль Лаван», в свою очередь, утверждают, что речь идет об «очередном блефе» «Ликуда». По словам представителей оппозиции, Нетаньяху уже принял решение отправить Израиль на третьи выборы. В партии НДИ отказываются отвечать на вопрос о том, как они поступят в случае голосования по изменению Закона о правительстве. В окружении Авигдора Либермана заявляют, что пока этот вопрос не стоит на повестке дня, а значит, нет смысла его обсуждать. Отметим, что если блок «Авода-Гешер» поддержит данную инициативу, она получит необходимое большинство, независимо от позиции НДИ.

Срок мандата Бени Ганца истекает 20 ноября. После этого начнутся три недели, в ходе которых каждый парламентарий сможет попытаться заручиться поддержкой 61 депутата для получения мандата на формирование правительства. Тот, кому это удастся сделать до 11 декабря, получит еще 14 дней для коалиционных переговоров. Если никто не преуспеет, Кнессет 22-го созыва будет автоматически распущен и через 90 дней состоятся выборы в парламент 23-го созыва. Если страна снова пойдет на выборы, то они состоятся 3-го или (что более вероятно) 17-го марта 2020 года. 10 марта провести выборы нельзя, так как этот день выпадет на праздник Пурим.

Сегодня трудно судить, выведут ли персональные выборы главы правительства страну из политического тупика, да и будут ли они вообще. Одно пока ясно: если инициатива о проведении прямых выборов получит поддержку, соответствующие законодательные акты необходимо будет принять до того, как Кнессет будет распущен, то есть решение должно быть принято еще в этом году.
Похожие статьи