| Юрий Бочаров
Юрий Бочаров

Трамп и «еврейский вопрос», или Выборы по-американски

Летом этого года стартовала предвыборная кампания Дональда Трампа. Начата она как всегда шумно, с размахом. Масштаб куда значительнее, чем в прошлый раз, но посыл звучит тот же: демократы вредят Америке — и только Дональд Трамп может сохранить ее величие.

Главный лозунг Трампа — «Америка превыше всего» — хоть и претерпел небольшую коррекцию в виде его нового подхода  к международной торговле («Америка прежде всего, но не сама по себе»), тем не менее говорит о том, что президент понимает, что его основные избиратели ожидают от президента мер по защите американских рабочих мест и своих бизнесов от зарубежных конкурентов. При этом большинство американских избирателей вообще не интересует, что происходит за государственной границей США. И именно эта позиция избирателей привела к определенным якобы «нелогическим» поступка Трампа на международной арене в целом и, в частности, на Ближнем Востоке.

В то же время в Америке существует очень мощная лоббистская группа, которую напрямую интересует позиция США в данном регионе и, в частности, относительно Израиля. Не секрет, что влияние еврейских организаций, таких как AIPAC (Американо‑израильский комитет по общественным связям) на политику Вашингтона одно из самых существенных. А еврейские спонсоры обеих партий играют не последнюю роль в выдвижении и одобрении кандидатов на выборах. В этой связи еще в далеком 2016 году для Трампа было жизненно важно заручиться симпатиями Израиля и израильского лобби в США.

Выступая 21 марта 2016 года на ежегодной конференции AIPAC, Трамп заявил, что намерен перейти от разговоров к делам ради укрепления Израиля и вновь назвал еврейское государство «единственной демократией на Ближнем Востоке». Пообещал он и выйти из «иранской ядерной сделки», заключенной с Тегераном администрацией Обамы — президента, которого многие в Израиле считали скрытым мусульманином и уж точно не «другом Израиля».

За эти годы Трамп прочно вошёл в историю как президент США, сделавший для Израиля больше всего в морально-политическом плане. Это и разрыв «ядерной сделки», на которой очень настаивал Израиль, это и признание Иерусалима столицей Израиля с переносом туда посольства США. Кстати, этим решением Трамп убил двух зайцев: не только угодил еврейскому лобби, но и заработал немало очков для своего главного электората — 60 млн правых евангельских христиан, верящих, что возвращение еврейского народа в Святую землю и возрождение еврейского государства является исполнением библейских пророчеств. Ярким представителем евангелистской группы в администрации Трампа является вице-президент Майк Пенс, который и обнародовал новость о переносе американского посольства в Иерусалим.

И хотя в США, как в принципе и везде, у еврейской общины нет солидарной позиции по вопросам большой политики, большинство евреев традиционно голосуют за демократов. Правда, республиканской еврейской коалиции удалось сделать очень много для победы Трампа, и у него есть немало мощнейших доноров среди евреев, включая легендарного Шелдона Адельсона, которого называют «королем казино», близкого к премьеру Израиля Биньямину Нетаньяху.

Пока решения Трампа укладываются в логику популиста-прагматика, стремящегося использовать все рычаги влияния, которые способствуют его популярности. Одним из рычагов является дружба с Израилем и безусловная поддержка его решений со стороны Нетаньяху. В марте 2019-го Дональд Трамп, в преддверии избирательной кампании премьер-министра Нетаньяху, сделал очередной подарок Израилю: подписал документ, признающий суверенитет Израиля над Голанскими высотами (сейчас он переносит презентацию «Сделки века» до окончания избирательной кампании в Израиле).

В этой связи нет ничего удивительного в последнем решении Трампа об изменении позиции Белого дома в отношении израильских поселений на Западном берегу. Как заявил 18 ноября на брифинге для журналистов государственный секретарь США Майк Помпео: «После тщательного изучения всех правовых аспектов администрация Дональда Трампа согласилась с позицией президента Рейгана по этому вопросу», напомнив, что Рональд Рейган не считал израильские поселения незаконными. «Создание еврейских поселений на Западном берегу само по себе не противоречит нормам международного права», — сказал госсекретарь.

Майк Помпео заявил, что администрация Трампа пересмотрела подход администрации Барака Обамы, который в декабре 2016 года поддержал резолюцию СБ ООН 2334, согласно которой поселенческая деятельность является «вопиющим нарушением международного права». Кстати, здесь будет уместным вспомнить о политике двойных стандартах, нередко применяемой ООН по отношению к еврейскому государству. Сама проблема, которую как бы «осудил» СБ ООН, касалась деятельности по созданию израильских поселений на территории Западного берега реки Иордан (включая аннексированный Израилем Восточный Иерусалим), оказавшейся под израильским контролем в 1967 году. То есть вдруг, почти 50 лет спустя, Совет Безопасности почему-то вспомнил о поселениях за Зеленой чертой, которые уже давно стали свершившимся фактом.

Тогда, в 2016 году, Нетаньяху, подверг критике ООН и администрацию США, назвал резолюцию «позорной», сказав, что «нет большего абсурда, чем назвать Стену плача и еврейский квартал Иерусалима оккупированной территорией». А сегодня, как отметил госсекретарь Помпео, в течение десятилетий до Барака Обамы администрация Белого дома признавала, что поселенческая деятельность может быть препятствием на пути к миру, но не препятствовала этому.

Естественно, что многие страны, особенно имеющие свои экономические интересы в ближневосточном регионе, включая европейские, выступили с критикой данного решения. Да и в самой Америке, нет особого консенсуса по данному решению. Так, сенатор-демократ Элизабет Уоррен, представляющая штат Массачусетс, которая считается одним из ключевых соперников Дональда Трампа в борьбе за президентское кресло, обусловила продолжение американской помощи Израилю прекращением строительства еврейских поселений на Западном берегу.

В итоге все эти события вокруг Израиля в ракурсе американских выборов можно характеризовать, слегка перефразировав старое выражение «бизнес и ничего личного» так: «выборы и ничего личного»! 

Похожие статьи