Маркировка продукции еврейских поселений — желтая звезда в новом обличии

Конечно, высший судебный орган ЕС ни от кого не требует бойкотировать израильские продукты. Но он делает все от них зависящее, чтобы европейцы их не покупали.

Напоминаю для тех, кто пропустил эту новость на прошлой неделе: Суд Европейского Союза постановил, что продукты питания и вина, произведенные израильскими евреями за пределами Зеленой черты, должны быть четко промаркированы.

Юджин Конторович, глава Центра права стран Ближнего Востока школы права Университета Джорджа Мейсона (округ Фэрфакс, Виргиния), считает практику введения ярлыков новой реинкарнацией желтой звезды. «Претензии суда — не географического свойства. Суд волнует не то, где была произведена продукция, а кем, — подчеркнул Конторович. — Судьи даже не пытаются скрывать, что к Израилю они подходят с иной меркой, чем ко всему остальному миру».

Можно вспомнить, что когда генеральный адвокат суда предлагал такую ​​маркировку в начале этого года, он рассуждал о том, что потребителям нужна «нейтральная и объективная информация». Но этот результат не является ни нейтральным, ни объективным. Как отметил Марк Гриндорфер, президент Юридического института «Захор», который борется с бойкотами Израиля, «тот факт, что суд нарушил установленные принципы международного права в целях неправильного определения статуса спорных районов как оккупированных, свидетельствует, что это решение носило политический характер».

«Ярлыки на продуктах — это не то место, где можно вести политические дебаты», — заявил Брук Гольдштейн, исполнительный директор организации Lawfare Project, которая участвовала в этом деле. Цель маркировки состоит в том, чтобы обеспечить здоровье и безопасность потребителя. Этикетки также помогают потребителям совершать «ответственные» покупки, руководствуясь определенными этическими принципами. Но если потребитель не желает покупать именно израильскую продукцию, то какое значение для него может иметь то, в каком именно регионе еврейского государства она произведена?

Согласно опросу 2017 года, проведенному Opinion Way для проекта Lawfare во Франции, 69% респондентов не будут покупать продукты с надписью «сделано в Израиле». Это число выросло бы до 75%, если бы на этикетках было написано «Западный берег, израильская колония/поселение». Таким образом понятно, что предложенная маркировка поменяет предпочтения некоторых покупателей, но тех, кто в принципе не будет покупать израильское, итак слишком много.

Хотя Европейский суд своим решением и не объявляет бойкот израильской продукции (она по-прежнему сможет свободно продаваться по всему ЕС), он явно подталкивает потребителя к такому решению. Даже Государственный департамент США, который обычно избегает критики своих европейских союзников, выразил «глубокую обеспокоенность», заявив, что решение суда «наводит на мысль об антиизраильской предвзятости».

В заявлении Госдепа отмечается также, что данное решение поощряет антиизраильскую организацию BDS, деятельность которой в Германии, например, признана антисемитской и даже близкой к неонацистской.

Это решение не направлено на информирование потребителей о недобросовестном поведении по всему миру (например, об отношении китайского правительства к уйгурам) или на привлечение их внимания к статусу многих спорных территорий (например, Западная Сахара, Кипр, Приднестровье). Речь идет об остракизме в отношении единственного в мире еврейского государства и о попытке в одностороннем порядке перекроить его границы посредством экономического давления.

Вышеупомянутый соцопрос показывает, сколь сильно предубеждение против Израиля распространено во Франции — стране с крупнейшей в Европе еврейской общиной. И вместо того чтобы уменьшить это предубеждение, Суд ЕС только разжигает его, возводит в статус одобренного законом. Не удивительно, что антисемитизм во Франции и в остальной Европе в перспективе будет только расти. Стигматизации Израиля отныне придан блеск официальной, одобренной законом респектабельности.

Вся эта история тем более оскорбительна, что суд вынес свое решение 12-го ноября, поскольку именно в этот день в 1938 году (через два дня после Хрустальной ночи) власти нацистской Германии издало Указ об устранении евреев из экономической жизни рейха. Большинство немецких евреев, лишенных возможности владеть магазином или иным бизнесом, лишились средств к существованию.

Кроме того, решение суда, установившего уникальные, нигде более в мире не встречающиеся критерии для Израиля, подпадает под международно признанное определение антисемитизма, которое сформулировано в недавнем отчете ООН о глобальном антисемитизме. Так что представителям Европейской комиссии следовало бы заявить в интервью консервативному каналу Fox News: «Любое предположение о том, что указание происхождения на продуктах, поступающих из израильских поселений на оккупированной палестинской территории или на оккупированных Голанах, имеет какое-либо отношение к евреям или антисемитизму, неприемлемо. ЕС решительно и недвусмысленно выступает против любой формы антисемитизма».

Это, по-вашему, честная игра? Хотя в некоторых городах Европы запретили BDS, европейские евреи понимают: антисемитизм широко распространен и опасен.

Представители ЕС, например Майкл О'Флаэрти, директор Агентства по основным правам Европейского Союза, знают, что, несмотря на многочисленные сообщения об антисемитских преступлениях в ЕС, 80% из них остаются неучтенными. В Британии, которая пока еще не покинула ЕС, почти половина евреев заявили, что готовы «всерьез рассмотреть возможность эмиграции, если премьер-министром в декабре будет избран лидер лейбористов Джереми Корбин».

Сегодня, спустя 74 года после Холокоста, ЕС не назовешь надежным убежищем для евреев и преданным другом Израиля. Сенатор-республиканец от Техаса Тед Круз считает, что вводимая ЕС маркировка «выделяет евреев, живущих на территориях, на которых европейцы не желают, чтобы они жили, явно предназначена для бойкота. Это напоминает самые темные моменты в истории Европы».

Европейский суд, возможно, забыл, но мировое еврейство не забыло. Мы знаем, что дискриминация в отношении евреев, никогда евреями не ограничивается. Поэтому, независимо от того, было ли это случайным совпадением по времени, заявление госсекретаря Майка Помпео об отмене политики эпохи Обамы в отношении израильских поселений, безусловно, выглядит случайным, потому что эта борьба далека от завершения.

Перевод с английского Артема Добровольского                                                                            Оригинальный текст: The Federalist            

Похожие статьи