Миллионная алия из стран СНГ привезли в Израиль немало такого, что явно противоречит еврейской традиции.
Поначалу у израильтян вызывало недоумение: как пышно и многолюдно проводят кавказские евреи свадьбы и похороны. Однако со временем былой размах поубавился. Веяния времени размывают вековые устои, молодёжь все активнее перенимает местную культуру, ее почти не отличишь от коренных израильтян.
В Израиле похоронными делами занимаются религиозные братства (хевра-кадиша). Удивительно, что их представители не проводят разъяснительные беседы с родственниками усопших, чтобы они на могильных памятниках не помещали фотографии.
Если в городе компактного проживания выходцев с Кавказа пройтись по кладбищу, то сразу можно определить, кто из усопших к какой еврейской этнообщине принадлежал. Заметно отличаются от других могильные памятники русскоязычных евреев. Почти на каждом из них помещена фотография, и почти все они изготовлены из дорогого мраморного камня. Однако следует заметить, что у израильтян нет традиции украшать памятник фотографией, у них в основном скромные памятники, и это не зависит от уровня достатка усопшего.
Привычку помещать на могильном памятнике фото и украшать надгробие цветами мы привезли с «доисторической» родины. Если пройтись по еврейским кладбищам Кавказа, можно заметить следующую тенденцию: на могильных памятниках до 1970-х гг. нет фотографий. Имеется только надпись на иврите с выбитой сверху шестиконечной звездой. Так, в частности, обстоит дело в верхней части еврейского кладбища древнего Дербента: почти все захоронения без фотографий.
Еврейское кладбище отличается от христианского не только отсутствием крестов, но и небольшими камушками, которые кладут на памятник. Объяснений этой вековой традиции несколько, начиная от мистических, вроде того, что камни напоминают об осколках разрушенного иудейского храма, до вполне практичных: цветы и венки вянут и становятся некрасивыми, камни же практически вечны.
Ещё одна непременная традиция — зажигание поминальных свечей в специальной коробочке. Хотелось бы подчеркнуть, что мы, помещая фотографии, рисунки или скульптурные изображения на еврейском надгробии, нарушаем вековые еврейские традиции. На эту тему прекрасное стихотворение под названием «Камни» написал Александр Городницкий:
Много раз объясняли мне это, и все же неясно пока мне, –
Почему не цветы на могилы евреи приносят, а камни?
Потому ли, что в жарких песках Аравийской пустыни,
Где в пути они гибли, цветов этих нет и в помине?
Потому ли, что там, где дороги души бесконечны,
Увядают цветы, а вот камни практически вечны?
Или в том здесь причина, что люди стремятся нередко,
Снявши камень с души, передать его умершим предкам?
Потому ли, что Бог, о идущих к нему вспоминая,
Эти камни горячие сыпал со склона Синая,
Где над желтой рудой, в голубой белизне пегматита
Прорастали слюдой непонятные буквы иврита?
Может быть, эти камни – осколки погибшего храма,
Что немало веков сберегают потомки упрямо?
К ним приходят потом, как к стене неизбывного плача,
Вспоминая о том, кто уже невозвратно утрачен.
А скорее, и в этом, возможно, основа идеи,
Эти камушки – часть каменистой земли Иудеи,
Чтобы всюду усопшие, где бы они ни лежали,
Вспоминали Отчизну, откуда их предки бежали.
Много раз объясняли мне это, и все же понять я не в силах,
Почему только камни лежат на еврейских могилах?
Возникает вопрос: почему же мы, нарушая еврейские традиции, помещаем фотографии усопших родственников на могильные плиты? Оказываясь на кладбище, возникает впечатление, что проходишь мимо толпы знакомых людей. Они словно помещены в ряд и смотрят с фотографий друг за другом в немом молчании. И можно найти этому лишь одно объяснение: скорее всего родственники, навещая могилу своего родного человека и глядя на его фото, хотят напомнить себе дорогие сердцу черты его лица…