Во что обойдется израильской экономике политический паралич

Рынки демонстрируют поразительное равнодушие к патовой ситуации вокруг формирования правительственной коалиции. Экономика демонстрирует признаки замедления в то время, когда нет эффективного правительства, которое бы этому противодействовало.

Несмотря на скандальные заголовки и поливающих друг друга грязью политиков, в Израиле наблюдается удивительная степень безразличия к политическому тупику, который привел к проведению двух парламентских выборов в этом году, и почти наверняка приведет к третьим в марте будущего года. Жизнь продолжается как обычно, потребители тратят деньги и развлекаются, военные удары наносятся, и, что самое удивительное, это не производит впечатления на финансовые рынки.

Мы стоим перед третьими выборами в течение года, и они могут легко закончиться таким же тупиком. Так что 11 месяцев без действующего правительства могут перерасти в полтора года.

Но, похоже, ничто не способно огорчить или обеспокоить инвесторов. Когда Бени Ганц объявил, что возвращает мандат президенту, шекель ослаб по отношению к доллару, но это произошло после двухнедельного роста, который привел шекель к самому сильному показателю с начала 2018 года. На тель-авивской фондовой бирже торги были смешанными, на них больше влияли корпоративные доходы, чем сага Ганца-Нетаниягу-Либермана.

На первый взгляд, безразличие рынков вполне понятно. Временное правительство Нетаниягу без каких-либо проблем ведет текущие дела на ежедневной основе. Это не похоже на периодические отключения правительства США, которые полностью парализуют государственный сектор. Израильское правительство не только продолжает собирать налоги, оплачивать счета и содержать школы и больницы, но на прошлой неделе оно даже провело короткую войну в Газе, а также продолжает играть большую игру против Ирана в Сирии.

Даже экономика, как мы видим, ведет себя так, будто политическая драма - не более чем второстепенное шоу, у которого все равно будет счастливый конец. На прошлой неделе Центральное статистическое бюро сообщило, что валовой внутренний продукт в третьем квартале вырос до отметки в 4,1 процента в годовом исчислении. Экономика продолжает работать на полную мощность, потребители продолжают тратить деньги и ездить за границу, причем в рекордных количествах.

К сожалению, не все так просто. Одна важная вещь, которую переходное правительство не может сделать - это ограничить государственные расходы или повысить налоги. А это означает, что дефицит бюджета продолжит быстрый и неконтролируемый рост. В октябре он составлял 3,7 процента ВВП, что намного выше целевого показателя в 2,9 процента.

Новое правительство должно было решить эту проблему в бюджете 2020 года, который по закону должен быть утвержден Кнессетом к марту. Но если не произойдет чуда, и коалиция не будет сформирована без очередных выборов, следующее правительство приступит к работе намного позже марта 2020. Это означает, что бюджет будет принят очень нескоро. Когда же, наконец, появится правительство, оно должно будет ввести меры жесткой экономии, и чем позже это будет сделано, тем болезненней они будут. Что еще хуже, сокращение бюджета и повышение налогов, вероятно, придется вводить в условиях экономического спада, а это уже совершенно противоположная ситуация. Конечно, сокращения нужно проводить сейчас, когда экономика растет.

На первый взгляд, темпы роста на 4,1 процента в год не указывают на неизбежную рецессию, но если обращать внимание не только на цифры в верхней строке, можно заметить, что израильская экономика демонстрирует серьезную слабость. С одной стороны, головокружительные темпы экономического роста были вызваны расширением импорта автомобилей и статистикой компаний, которые включали свою продукцию в отчеты еще до того, как их товары были проданы. Без учета этих двух позиций экономический рост в третьем квартале был даже отрицательным.

В то же время, потребительские расходы, которые так долго стимулировали экономику, начинают сокращаться. Другие крупные двигатели экономики находились в упадке в третьем квартале: экспорт (без алмазов и стартап-компаний) резко сократился после четырех кварталов непрерывного роста, а инвестиции в машины и оборудование уже второй квартал подряд показывают спад. Фактор ненадежного состояния мировой экономики будет усиливаться, а перспективы Израиля на будущий год выглядят не очень убедительно. Это нехорошее время, чтобы жить с переходным правительством.

Если в конце туннеля есть какой-то свет, он состоит в том, что израильская тупиковая ситуация скорее личная, чем структурная. В наши дни, когда демократии в Европе и в США имеют дело с радикальными проявлениями и глубоким кризисом недоверия к институтам власти, израильская ситуация выглядит очень наивно, но отражает удивительную уверенность народа в способность политиков управлять страной, даже когда они ссорятся.

Более того, в политическом центре существует широкое согласие по ключевым вопросам, с которыми сталкивается Израиль: палестинцы, Иран, экономика, даже отношения религии и государства. Вот почему никто не удивился бы, что «Ликуд» и «Кахоль-лаван» оказались в одной коалиции, что они и сделали бы, если бы не Нетаниягу и его правовые проблемы.

Но, к сожалению, именно здесь личность стала решающим фактором. Иными словами, Биби не уйдет изящно, поэтому все и застопорилось. Теперь мы можем только надеяться, что он уйдет - добровольно или нет - пока не стало слишком поздно.

Источник: Детали
Похожие статьи