| Юрий Бочаров
Юрий Бочаров

Брожения в Ликуде спровоцировали праймериз

Чуть больше двух недель остаётся до истечения последнего срока формирования израильского правительства, а в политической системе страны продолжаются поиски выхода из тупика c целью создать правительство и избежать третьих выборов. В кулуарах Кнессета заявляют, что якобы идет процесс по сбору подписей, отмечая при этом, что, согласно закону, в течение оставшихся 16 дней необходимо собрать 61 подпись, а не сформировать правительство. Потом будут еще две недели, во время которых можно уже будет вести переговоры. То есть вроде бы не все потеряно и есть время, и при наличии желания и творческого подхода можно избежать выборов.

Однако, как замечают многие обозреватели, после предъявления очень серьезных обвинений Биньямину Нетаньяху, навряд ли ли кто решится на союз с ним на его условиях. Бени Ганц вновь призвал к созданию правительства национального единства, которое в первые два года будет возглавлять он сам. Заявляя при этом, что, если Нетаньяху будет оправдан судом, то он сможет возглавить правительство после него, а если нет — это сделает тот, кто сменит его на посту главы «Ликуда». В принципе и ранее Бени Ганц заявлял, что сможет быстро договориться с любым, кто придёт на смену действующему премьеру, подчёркивая тем самым, что на пути к созданию устойчивого правительства национального единства стоит лишь Нетаньяху с его личными проблемами и амбициями.

На фоне зреющего недовольства позицией Нетаньяху и возможностью утраты статуса правящей партии в Ликуде нарастает ропот и недовольство среди так называемых «принцев». Кулуарно, шёпотом, с просьбой не называть имен большинство из них критикуют Нетаньяху за то, что он не подал в отставку сразу после обвинительного заключения, а вместо этого «душит Ликуд, приговаривая: «Без меня партия пропадет».

Сильное «брожение» вызвало выступление Гидеона Саара заявившего, что после предъявления ему обвинений Нетаньяху не сможет сформировать правительство ни после третьих, ни после пятых выборов, и призвал немедленно провести перевыборы лидера Ликуда. Гидеон Саар предложил провести праймериз в течение двух недель, что оставит победителю время на формирование правительства еще до истечения 21 дня, отведенного Кнессету.

В ответ на заявление Саара на него посыпались обвинения в нелояльности, интриганстве и даже в попытке переворота — как со стороны пресс-службы Ликуда, так и от особо приближенных министров. С резким осуждением выступил министр иностранных дел Исраэль Кац (занимающий пост председателя секретариата Ликуда), а также министр культуры и спорта Мири Регев, которая вообще перешла на личности. В ответ Гидеон Саар заявил, что помнит те дни, когда она льстила и говорила, что «поддержит меня, если я справлюсь». Это было до того, как Сара Нетаньяху ее к себе приблизила.

В то же время Гидеон Саар пользуется поддержкой главы ЦК партии Хаима Каца, депутатов Кнессета Йоава Киша и Михаль Шир. По некоторым сведениям, идею проведения праймериз поддерживает и глава фракции Ликуда в Кнессете Мики Зоар.

На фоне требования праймериз депутат Кнессета Нир Баркат предлагает более «мягкий» вариант смены власти в партии, заявив, что намерен выдвинуть инициативу по введению в Ликуде новой должности под названием «исполняющий обязанности председателя партии». Исполняющий обязанности главы Ликуда будет избираться на праймериз, автоматически займет второе место в предвыборном списке и будет обладать всеми полномочиями главы партии в том случае, если председатель будет вынужден уйти со своего поста.

Однако усиливающее брожение в партии привело к тому, что в итоге в ходе встречи Биньямина Нетаньяху с председателем центра Ликуда Хиамом Кацем была достигнута договоренность о проведении праймериз, которые состоятся только после роспуска Кнессета и будут проведены в течение шести недель. В ходе внутрипартийных выборов будет избран только глава партии и не будет проводиться голосование по списку в Кнессет. На 5 декабря (за неделю до роспуска Кнессета) назначено заседание ЦК Ликуда, на котором планируется обсуждать вопрос об отмене праймериз в предвыборный список партии в случае новых выборов. Гидеон Саар и его сторонники заявили, что к этому моменту не будет принято решение по вопросу о праймериз на пост лидера движения, они поднимут его на повестку дня.

Видимо, Нетаньяху увидел в заявлениях Саара серьезную опасность для своей политической карьеры, поэтому решил предпринять контрмеры и вообще выбить его из партии. Если ранее сторонники премьер-министра заявляли, что проводить перевыборы главы Ликуда не следует, а тем более нет необходимости избирать новый список кандидатов Кнессет, то теперь у Нетаньяху, по-видимому, изменились планы, и он хочет лишить Саара возможности вообще стать депутатом Кнессета. В этой связи решение о непроведении праймериз для партийного списка будут отменены, что, естественно, очень сильно обозлит всех членов Кнессета от Ликуда на Гидеона Сара: ведь им снова придется биться за местом под солнцем.

Также глава правительства намерен организовать заявление от имени лидеров партий право-ультраортодоксального блока о том, что лишь он является их единственным кандидатом на пост главы правительства. Этим Нетаньяху намерен нейтрализовать притязания Саара, если попытка исключить его из партийного списка не удастся.

При этом хотя, все говорят о демократии и о праве каждого в партии демократическим путем претендовать на место лидера, праймериз в Ликуде, несмотря на их многочисленность, весьма походят на клановую войну группировок.

Дело в том, что всех израильских партиях, где проводятся внутренние выборы кандидатов, есть такое понятие как «каблан колот» (подрядчик голосов). То есть человек, имеющий определенные возможности по привлечению в партии какого-то количества человек. Обычно это директора предприятий, профсоюзные деятели, руководители поселений или бизнесмены, которые могут записать в партию от нескольких десятков до нескольких сотен человек.

 Практически каждый министр или кандидат на проходное место, опираясь на определенное число своих (подчинённых) «каблоней колот», заключает сделки с другими кандидатами или различными группировкам. Обычно на 30-40 первых мест в списке кандидатов от партии в Кнессет записывается более 200 кандидатов, а по закону каждый голосующий может отметить в своем бюллетене до 15 кандидатов. Все это оставляет место для сделок и закулисных договоров.

Так, на последних праймериз в Ликуде (перед выборами в Кнессет 21-го созыва) в голосовании приняли участие 69 719 членов партии или более 58% обладающих правом голоса. Первое место занял спикер Кнессета Юлий Эдельштейн, набравший 37 524 голоса, второе — министр транспорта и разведки Исраэль Кац (36 758), третье — министр внутренней безопасности Гилад Эрдан (34 232), опередивший на финишной прямой бывшего министра Гидеона Саара (33 682). Кандидат, занявший 20-е место, получил 20 тысяч голосов, а 30-е место — чуть боле 9 тысяч.

Однако пока нет ясности, когда и в каком формате пройдут праймериз в Ликуде. Возможно, все это решится в ближайшее время, но пока вся политическая система страны находится в полном нокауте и неизвестно, когда она придёт в себя.

Пока же депутат Кнессета Шломо Кархи (Ликуд) получил добро от премьер-министра на разработку и продвижение законопроекта, предусматривающего проведение прямых выборов премьер-министра в случае возникновения ситуации, подобной нынешней. Данная законодательная инициатива требует внесения изменений в закон о выборах, входящий в свод основных законов страны. В этом случае для принятия законопроекта или поправки к закону требуется поддержка не менее 61 депутата.

Похожие статьи