| Ами Эден
Ами Эден

Блумберг или Сандерс? Кого из них предпочтут американские евреи

Появление сразу двух кандидатов-евреев от Демпартии может возмутить отнюдь не только антисемитов. Борьба между дядей Берни и мэром Майком способна вызвать бурную дискуссию о прошлом, настоящем и будущем американских евреев и их месте в политике.

Со времен Франклина Делано Рузвельта американские евреи в массе своей поддерживают Демократическую партию. Отсюда и знаменитая шутка социолога Милтона Гиммельфарба: «Американские евреи зарабатывают как члены Епископальной церкви [то есть как представители англосаксонской элиты], а голосуют как пуэрториканцы. Считается, что в эпоху после Второй мировой войны, становясь все более состоятельными, американские евреи оставались верными своим эмигрантским корням, голосуя за либеральных кандидатов.

Однако в реальности дело обстояло несколько сложнее. В 1880 году в США проживала всего четверть миллиона евреев, в основном немецкого или сефардского происхождения. В основном они принадлежали к истеблишменту. К 1920 году, благодаря массовой иммиграции, их численность возросла до четырех миллионов, причем 5/6 являлись выходцами из Восточной Европы. Многие из них приехали в Америку, не имея за душой ни гроша.

На тогдашней американской еврейской улице преобладали не либерально-демократические, а социалистические убеждения.

Возьмите 1920 год. Это был последний раз, когда кандидат от Демократической партии не смог завоевать голоса евреев. В тот год республиканец Уоррен Г. Хардинг не только одержал уверенную победу, но, согласно книге «Евреи в американской политике», как полагают, набрал 43 процента голосов евреев. Только около 20 процентов евреев проголосовали за демократа Джеймса Кокса.

Настоящим «еврейским героем» того года стал Юджин Дебс, социалистический кандидат-еврей и кумир Сандерса. Среди евреев Дебс показал результат, в 13 раз лучший, чем среди остальных избирателей. Он занял среди евреев второе место — за него было подано 39% еврейских голосов, но всего 3% голосов всех американцев.

Однако политические взгляды американских евреев изменились, как только они покинули потогонные швейные мастерские Нижнего Ист-Сайда и прочно обосновались в респектабельных слоях населения. Хотя большинство из них остались в левой части политического спектра, они обменяли свой социализм на либерализм.

Блумберг во многом олицетворяет собой этот политический сдвиг. Бывший мэр Нью-Йорка — откровенный социальный либерал, который выступает за надежную систему социальной защиты и систему государственного образования, но также является активным защитником капитализма и свободной торговли. Права трудящихся имели первостепенное значение для евреев, которые голосовали за Дебса. Либерализм Блумберга — как и либерализм многих современных американских евреев — в большей степени сфокусирован на правах меньшинств, гендере и тому подобных вопросах.

Например, Блумберг защищает финансистов с Уолл-стрит, но ведет войну против производителей огнестрельного оружия. Напротив, Сандерс искал компромисса с защитниками права на ношение оружия, но бескомпромиссен в своих атаках на финансовый сектор и его миллиардеров.

До относительно недавнего времени можно было с уверенностью сказать, что Сандерс является реликтом, напоминанием о том, каких политических взглядов евреи придерживались когда-то. Блумберг демонстрирует нам еврейский мейнстрим.

В конце концов, Блумберг получал высокий уровень поддержки от еврейской общины в бытность мэром Нью-Йорка. Сандерса же во время кампании 2016 года поддерживало меньше евреев, чем Хиллари Клинтон.

На этот раз Сандерс усердно работает над тем, чтобы соединить свои устаревшие лозунги «экономической справедливости» с поддержкой политики мультикультурализма и идентичности.

Неудивительно, что его критика в адрес Израиля обостряется, и он обещает использовать влияние США, чтобы оказать давление на Израиль в достижении решения о двух государствах.

В прошлый раз этот шаг, наряду с поддержкой Сандерсом движения BDS, привел к тому, что он не нашел поддержки среди большинства избирателей-евреев, Напротив, в этом деле преуспел такой явный произраильский демократ, как Джо Байден. Но с учетом заметного полевения Демпартии, неизвестно, кого поддержит большинство ее активистов.

Блумберг позиционирует себя как кандидат, который лучше всего подходит для того, чтобы захватить руль у президента Трампа и вернуть Америку в нужное русло. Сандерс говорит, что Америка была разбита в течение очень долгого времени; Трамп только ухудшил положение.

Блумберг обещает восстановление; Сандерс хочет революцию.

В каком будущем евреи Америки видят себя? Узнаем после выборов.

Оригинальный текст: The Jerusalem Post                                                                                          Перевод Артема Добровольского      

Похожие статьи