В прошлые годы нас всегда умиляла дружба лидеров двух израильских партий: Арье Дери (ШАС) и Авигдора Либермана (НДИ). Интернет был наводнен десятками фотографий с различного рода партийных и непартийных мероприятий, где эти два лидера ведут дружеские беседы за столом, обнимаются и, видимо, радуются успехам друг друга.
При этом практически во всех избирательных кампаниях партия НДИ пользовалась антирелигиозной риторикой, а партия ШАС не упускала случая, чтоб не обозвать представителей русской общину «гоями» и «тунеядцами». Но все как бы понимали: выборы есть выборы, и каждый из лидеров бьётся за свой электорат, а для победы все средства хороши. Зато потом, после победы в Кнессете, снова можно дружить и процветать.
Но вот на последних выборах, вернее при прошлой попытке сформировать правое правительство, что-то пошло не так, и Либерман «вдруг» отказался быть правым (идеологически) и войти в правое правительство. При этом, как бы все понимали, что ключи от коалиции у него в руках, и за это он очень многое может попросить и, главное, получить. И поэтому, все как бы были в шоке: почему он не берет, так сказать, то, что лежит на «блюдечке с голубой каёмочкой».
Но все те, кто так считали, плохо знали парламентскую кухню. Либерман видимо прекрасно понимал, что он со своими ключами только открывает двери в закрома коалиции, а пользоваться ими, как всегда, будут более опытные и, главное, более весомые в коалиционном плане товарищи из ультрарелигиозного сектора. Ведь ему за это предлагали, как всегда, портфели без права вмешательства в базовые принципы деления пирога между религиозными и светскими. Но в тот раз он понял, что, взяв «борзыми щенками» (министерскими портфелями), он практически к концу каденции похоронит свою партию. И вот он попытался поменять принципы.
Что из этого вышло? Вторые досрочные выборы. Чем это закончится? Третьими досрочными выборами. А почему? Играя на опережение, а, главное, на свой электорат (не только русскоязычный), Либерман опубликовал свои семь принципов, объединив их под лозунгом: «Мы за традиции и против религиозного принуждения».
Здесь и система образования в религиозных школах, и городской гиюр, и закон о призыве, и работа магазинов и общественного транспорта по субботам, и принципы уважительного отношения между светскими и религиозными жителями страны. Естественно, что так сказать протестный электорат (протестующий против религиозного засилья) поддержал на «ура» данные принципы, чем Либерман заработал еще пару мандатов. Естественно, что лидеры ультрарелигиозных партий на корню отвергли практически все его предложения, обвинив Либермана в нарушении святости и покушении на «статус-кво», существующий с момента образования государства. Кстати, такая жёсткая позиция так же вернула часть электората этим партиям.
Ни для кого не секрет, что израильское общество очень сильно разделено на сектора. Практически каждый сектор имеет свою секторальную партию. При этом все так разобщены, что даже в момент катаклизмов (досрочных выборов) секторальные избиратели не то что не меняют свою политическую ориентацию из правых в левые и наоборот, но даже с трудом передвигаются из правых в правые. При этом ультраортодоксальные партии имеют свой «железный» электорат, который при любых обстоятельствах не то что не будет голосовать за светских, но даже за другую ортодоксальную партию. Но в то же время есть очень много религиозных среди представителей разных общин, которые постоянно колеблются и не могут найти свое место под солнцем, переходя из одной партии в другую.
И вот сегодня, после двух неудачных попыток сформировать правительство, после выдвинутых обвинений среднестатистический избиратель «Ликуда» дошел до некого предела понимания ситуации. Возможно, он не верит прокуратуре и суду, но и в Нетаньяху уже сомневается. Ведь оказался провальным так широко разрекламированный митинг поддержки Биби, когда многие бывшие сподвижники просто отсидели его дома. А раз электорат сомневается, значит, есть возможность его переманить. Естественно, часть пойдет в «Кахоль Лаван», часть — возможно и в НДИ, но есть еще и ШАС.
Вот за эти голоса и бьются религиозные партии. Этим в принципе и объясняется сегодняшняя якобы открытая война Арье Дери и всей партии ШАС против Либермана.
Так, на днях Арье Дери в социальной сети Facebook обвинил Авигдора Либермана в шантаже правительства и в «неуемном аппетите», обозвав его манипулятором и лгуном. При этом, естественно, перевернув все с ног на голову, Арье Дери приплел сюда и пенсии для новых репатриантов, заявив: «Вы потребовали более двух миллиардов шекелей для пенсионеров из бывшего Советского Союза, которые не работают и не платят налоги. Вы потребовали, чтобы Израиль открыл 17 иммиграционных отделений в странах бывшего Советского Союза, где вообще сомнительно, остались ли еще евреи. Итак, как вы смеете обвинять харедим в вымогательстве?»
Выпад Дери против русских пенсионеров — «не работающих и не платящих налоги», не имеет никакого отношения к реальности. Да и говорит он это не русским избирателям, а своим — в основном «мизрахим», выходцам из стран Ближнего Востока и Северной Африки, чьи родители приехали сюда в 50-е годы, жили в палатках и много и трудно работали. Отношения между русскоязычными репатриантами и мизрахим в принципе не очень складываются. Многие мизрахим считают, что новые репатрианты приехали на все готовое, им платят и подъёмные, и квартиры амидаровские дают, и работают они на высококвалифицированных должностях.
Возможно, мизрахим и считают харедим вымогателями, но русским они завидуют и любят их еще меньше. Вот на этих противоречиях и пытается сейчас сыграть многоопытный политик Арье Дери. Естественно, что, как опытный картёжник, Дери слегка передергивает, называя русских пенсионеров вымогателями, но не стоит забывать, что мы находимся в начале третьей по счету предвыборной кампании в этом году. И хотя она еще официально не объявлена, борьба за электорат началась.
Правда, воюя за свой электорат, Дери, невольно льет воду на мельницу Либермана: ведь когда «русских» обижают, они начинают искать свой дом. А когда Либерман говорит о магазинах и автобусах в шабат, он мобилизует электорат партии ШАС. Так не случится ли так, что в будущем мы снова увидим совместные фотографии радостных Дери и Либермана?