Почему харедим не идут в университеты

750 студентов академгородка Оно («Ха-Кирия ха-академит Оно»), допущенные до квалификационных экзаменов коллегии адвокатов в 2018 году, сделали этот колледж гигантом среди карликов. Ни одно другое учебное заведение не приближается к «Оно» по числу студентов, изучающих юриспруденцию. В колледже, занимающем второе место после «Оно», учится треть от этого количества, а в университетах на юрфаках - седьмая часть. На этом фоне низкий процент сдавших экзамен - всего 21 процент (10-е место из 17 вузов) можно считать звонкой пощечиной.

«Оно» является крупнейшим академическим колледжем в Израиле, который лидирует и по числу ультраортодоксальных студентов: их 2500, причем около трети из них изучают право. Поэтому, каждый раз, когда обсуждается проблема снижения числа ультраортодоксальных студентов в израильских вузах в течение последних трех лет, многие указывает пальцем на «Оно». По словам критиков, колледж «Оно» заманил ультраортодоксов на свой юрфак, где получение степени стоит порядка 60 тысяч шекелей. Потратив такую огромную сумму и провалив экзамен (или даже сдав его), они обнаружили, что юридическое образование не открывает им автоматически двери в мир трудоустройства. Они усвоили горький урок и перестали поступать в академический колледж.

После десяти лет, когда число ультраортодоксальных студентов выросло с 4 тысяч до 10 тысяч (если посчитать еще и Открытый университет, то это число составляет около 12 тысяч) быстрыми темпами (с ежегодным ростом в 12,5 процентов), последние три года наблюдается замедление роста. Годовой прирост составляет всего 2 - 3 процента. Это намного ниже естественного прироста населения у ультраортодоксов и, конечно, намного ниже потенциала ультраортодоксального сектора, который составляет 12 - 15 процентов среди молодого населения в Израиле, а их доля среди студентов вузов – всего 3,8 процента.

Темпы роста числа студентов-ультраортодоксов также намного ниже, чем амбициозный показатель, поставленный Советом по высшему образованию: достичь планки в 19 тысяч ультраортодоксальных студентов к 2022 году. Следует отметить, что Совет инвестировал по 800 млн. шекелей в две пятилетние программы по интеграции ультраортодоксов. Первая пятилетняя программа закончилась с оптимистическим чувством: казалось, что в ультраортодоксальном сообществе произошел перелом в сторону получения высшего образования. А вторая пятилетняя программа уже оказалась большим разочарованием.

Разочарование по всем фронтам

Разочарование ожидало по всем направлениям. Рост числа студентов-ультраортодоксов замедлился. Кроме того, подавляющее большинство составляли женщины, а не мужчины, которые по-прежнему оставались в йешивах. По данным доктора Гилада Мальаха, который проводил анализ результатов пятилетней программы для некоммерческих организаций, только 30 процентов студентов составляли мужчины, а 70 процентов - женщины. Поскольку проблема интеграции на рынке труда связана главным образом с мужчинами из ультраортодоксального сектора, а не с женщинами, такая сегментация означает весьма незначительный прогресс в решении проблемы.

Состав изучаемых профессий также далек от оптимального: 35 процентов ультраортодоксальных студентов изучают педагогику (по сравнению с 18 процентами от общего числа студентов в Израиле). Это традиционная область для ультраортодоксов, где и так уже ощущается большой переизбыток персонала, а заработная плата и производительность труда остаются очень низкими. Согласно отчету госконтролера, в 2011 – 2017 годах 44 процента ультраортодоксов, окончивших колледжи, составляли женщины с педагогическими дипломами. Каждый год 6500 ультраортодоксальных женщин заканчивают обучение, в то время как потребность составляет всего 1500 в год. В результате 88 процентов получивших дипломы не работают по профессии. Среди мужчин доля выпускников педагогических факультетов, которые не работают по специальности, составляет 65 процентов.

И, наконец, самая серьезная проблема из всех - огромный процент отсева ультраортодоксов. Госконтролер приводит ошеломляющую цифру: 76 процентов отсева ультраортодоксальных мужчин, причем большинство из них бросают учебу на самых ранних этапах, включая предакадемический подготовительный этап, где они пытаются восполнить свои огромные пробелы в знаниях. Показатель отсева из числа ультраортодоксальных женщин, большинство  которых учат в школе основные предметы, тоже очень высок, хотя и меньше, чем среди мужчин - 53 процента.

Огромный процент отсева означает, что процент ультраортодоксов, которым удается получить высшее образование, очень низок. По словам профессора Дана Бен-Давида из института «Шореш», доля ультраортодоксальных мужчин с высшим образованием не увеличилась с 2004 года и составляет всего 15 процентов. Гилад Мальах утверждает, что есть незначительный рост, и этот показатель уже достиг 21 процента. Даже если это так, все равно это втрое меньше, чем среди мужчин, которые не относятся к этому сектору.

Эти цифры представляют организованную атаку на академгородок «Оно» в ином свете. Нет сомнений, что разочарование в юриспруденции - одна из причин, по которой ультраортодоксы стали меньше записываться в вузы. В «Оно» также признают это: они чувствуют резкое сокращение числа студентов-ультраортодоксов на юрфаке.

Их доля снизилась с 20 процентов несколько лет назад до 8 процентов сегодня. Вместе с этим, в «Оно» отмечают более высокие показатели успеваемости в таких профессиях, как трудотерапия и бухгалтерский учет, при том, что значительный процент выпускников этих факультетов успешно находят работу на рынке труда. Впрочем, выпускники юрфака тоже находят работу, но не всегда в адвокатских конторах и нередко за низкую зарплату.

«Неверно утверждать, что «Оно» причинил вред, - говорят в академгородке. - Ультраортодоксы записывались на юрфак, потому что это наиболее напоминает им учебу в йешиве. Кроме того, на юрфак легче поступить тем, кто не изучал в школе основные предметы. А чего вы хотите? Чтобы мы отправляли на компьютерный факультет студентов, которые не учили в школе математику и английский язык?»

Каша, заваренная государством

В ультраортодоксальном секторе, как правило, объясняют снижение процента студентов вузов тремя причинами: разочарование в юриспруденции; трудности, которые создает Совет по высшему образованию (например, отсутствие раздельного обучения мужчин и женщин в вузах); а также материальные затруднения. 25-летний ультраортодокс, как правило, уже женат и имеет детей. Они должны платить за учебу, обеспечивать семью, и к тому же наверстывать все, чего не учили в школе в течение 12 лет учебы. Это практически невозможно.

Есть правда в этих утверждениях, но они не объясняют, как же ультраортодоксальным женщинам удается оплачивать учебу, содержать семью и заканчивать вузы без всяких стипендий, и почему показатели отсева среди ультраортодоксальных женщин намного ниже. Поэтому те, кто изучает и анализирует процесс интеграции ультраортодоксов в систему высшего образования, называет другие причины.

Во-первых, по их словам, выполнение пятилетнего плана Совета по высшему образованию было лишь частичным. А во-вторых, важную роль играет внутреннее сопротивление в ультраортодоксальном секторе получению высшего образования и выходу на работу.

Здесь прорисовываются два основных барьера. Во-первых, огромный пробел в знаниях у тех, кто не изучает английский язык и математику. Они должны в 25 лет наверстать упущенное за 12 лет школьной программы. Это подтверждает статистика успеха среди женщин из ультраортодоксального сектора, которые в школе частично изучают основные предметы.

Во-вторых, экономический стимул. Ультраортодоксальные студенты-мужчины ожидают, что государство будет пожизненно платить им пособия, о которых светские студенты могут только мечтать. Это звучит цинично, но полностью соответствует реалиям ультраортодоксального сектора. У них нет социального стимула покинуть мир йешивы и пойти на работу, потому что от ультраортодокса ожидается, что он будет учить Тору всю жизнь.

Добавьте к этому тот факт, что уход из йешивы влечет за собой значительную потерю дохода. Каждый ученик «колеля» (йешива для женатых мужчин) получает множество льгот, и, самое главное, пособие на жизнь, которое может достигать 2 тысяч шекелей в месяц. Уход из йешивы означает потерю пособия, а также увеличение расходов. Да и плата за обучение в вузе может достигать 20 тысяч шекелей в год. Поэтому ультраортодоксальные мужчины ожидают, что государство будет им как-то компенсировать уход из йешивы и стремление к высшему образованию.

Это, несомненно, очень циничное ожидание от сектора, который уклоняется от воинской службы и изучения основных школьных предметов. В то же время государство само заварило эту кашу. Это, вероятно, также объясняет тот факт, что сейчас мы переживаем кризис в сфере высшего образования: увеличение пособий для йешив в рамках коалиционных соглашений, подписанных Биньямином Нетаниягу с ультраортодоксальными партиями в 2015 году, сейчас ударило нам в лицо.

Источник: Детали
Похожие статьи