| Йоси Вертер
Йоси Вертер

Третьи выборы — почти факт

После предъявления обвинений главе правительства Биньямину Нетаниягу и заявления депутата «Ликуда» Гидеона Саара, что он будет баллотироваться на пост председателя партии, четверо руководителей «Кахоль-лаван» ожидали  землетрясения. Но вместо народных масс, которые ринулись бы к их дверям и, подхватив на плечи, понесли их, как победителей, входящих в ворота города, они столкнулись с леденящей реальностью.

Только тогда лидеры «Кахоль-лаван» осознали печальную правду: для многих сторонников они всего лишь – «осел Мессии», те, кто выполняет за других грязную работу, обеспечивая самые эффективные средства, чтобы избавиться от Нетаниягу. Избиратели «Кахоль-лаван», по крайней мере, часть из них, не покончат с собой ради того, чтобы увидеть Бени Ганца приносящим присягу, как глава правительства. С их точки зрения, будет совершенно нормально, если Ганц станет министром иностранных дел или министром обороны в правительстве «Ликуда» – только бы Нетаниягу ушел.

Но надежды или опасения разлетелись в ту минуту, когда депутат Авигдор Либерман (НДИ) похоронил вариант правительства меньшинства. Собственно, его никогда и не было в раскладе, но Либерман, в своей очаровательной манере, угрожал им целую неделю, пока не оказалось, что это – блеф. Как и все «требования» депутатов НДИ и примкнувших к ним партфункционеров немедленно создать узкое правое правительство. Эти прозрачные трюки сбывались публике на полном серьезе, как будто бунт вот-вот мог разразиться в партии, чью зависимость от лидера можно сравнить только с правящей партией Северной Кореи.

В результате мы идем к выборам с 99-процентной вероятностью. Единства не будет. Ганц не пойдет на уступки. Режим в резиденции на улице Бальфура уже давно настаивает на выборах. В их положении остается верить в чудеса и тянуть время. Третьи выборы потянут за собой четвертые. Все это время Нетаниягу останется главой переходного правительства. Он блокирован и сам все блокирует. Его не сдвинуть.

В апреле-мае мы думали, что вторые выборы – просто безумие. В сентябре-октябре мы говорили и писали, что третьих выборов не будет, потому что их просто не может быть. И нате вам: свет в зале погас, реклама – до небес, мобильники отключены и все взоры устремлены на экран. Начинается!

Отравленное яблоко

В частных беседах Бени Ганц подтверждает, что руководство «Кахоль-лаван» разделилось на два лагеря: он и Габи Ашкенази склоняются к компромиссу правительства национального единства с Нетаниягу, получающим первым премьерский пост (хотя в публичных выступлениях Ганц все еще настаивает на том, чтобы быть первым в ротации). Ашкенази заинтересован в этом еще больше Ганца. С тех пор, как полтора месяца назад он стал председателем комиссии кнессета по иностранным делам и обороне, Ашкенази поддерживает постоянные контакты с Нетаниягу. Они встречаются время от времени. По всей видимости, сила убеждения Нетаниягу делает свое дело. Ашкенази готов рискнуть. По его мнению, альтернатива полного паралича всего государства гораздо хуже.

Другой лагерь состоит из Лапида и Яалона, бывших старших министров в правительстве Нетаниягу. Один подал в отставку, другого заставили это сделать – они перепуганы, их честь растоптана, и они предупреждают Ашкенази не надкусывать отравленное яблоко.

"Что бы ни случилось, я не собираюсь раскалывать партию", - сказал Ганц на этой неделе. Но что вы сделаете, если через день-два получите улучшенное предложение, спросили его. Я вынесу его на обсуждение и постараюсь убедить остальных, ответил он. А до сих пор вы не могли этого сделать? До сих пор – ответил Ганц – я еще не дошел до этого перекрестка. Если проблема не будет решена за 96 часов, которые остались до полуночи 11 декабря, добавил он, я ее решу. Если нет, нам придется идти на выборы. Наше положение не такое плохое.

Уже не одну неделю лидеры «Кахоль-лаван» ломают голову, пытаясь понять загадку щедрых предложений Нетаниягу и его настойчивое требование занять пост премьера на первые шесть месяцев, а затем сойти с дорожки. Последнее предложение добавляет к шести месяцам жесткий, герметично запечатанный договор, который гарантирует выполнение ротации между Нетаниягу и Ганцем. Это уже нечто иное.

В «Кахоль-лаван» задают один и тот же вопрос: что дадут Нетаниягу эти шесть месяцев? Почему он этим там одержим? Так или иначе, его будут судить трое членов иерусалимского окружного суда. Он не сможет начать войну, так как кабинет разделен поровну между партиями, где портфель министра обороны будет в руках «Кахоль-лаван».

Роспуск правительства и новые выборы? Это тоже будет крайне трудно: во-первых, предлагаемое законодательство исключит такой вариант; во-вторых, партнеры Нетаниягу из правого блока не работают на него и не пойдут ради него на самоубийство. Полгода совместной работы с Ганцем и Ашкенази сделают свое дело. Будут созданы здоровые отношения. Ультраортодоксам придется труднее с Лапидом, но, будучи министром иностранных дел, он все время будет за границей и не станет с ними связываться. Наконец, нет даже никакой вероятности, что «Ликуд» пойдет вместе с Нетаниягу на такую авантюру. По сути дела, они определенно не пойдут. Даже у этой компании раболепствующих лизоблюдов есть предел.

Одно из предположений, которое окрепло у лидеров «Кахоль-лаван» состоит в том, что Нетаниягу понял серьезность своего положения. Он понимает, что ему грозит суд, если только ему не удастся заключить досудебную сделку. С его точки зрения, это выглядит самым здравомыслящим вариантом. И чтобы улучшить свои шансы против генпрокурора и заключить хорошую сделку, ему надо занимать пост главы правительства национального единства на широкой основе, а не быть «уходящим главой правительства» или кандидатом в премьеры на выборах в кнессет.

Истина состоит в том, что крайне трудно предвидеть ситуацию, в которой Нетаниягу нарушит соглашение о ротации – при условии, что будут приняты все необходимые законы, гарантирующие его выполнение. Два премьер-министра (нынешний и будущий) будут одновременно приведены к присяге в кнессете; будет установлена точная дата и время передачи эстафеты; правительство будет связано вместе и укреплено большинством в 80 голосов (вместо 61); наконец, последуют публичные заявления от Нетаниягу – уйти в оговоренную дату, и от лидеров праворелигиозного блока – остаться в правительстве Ганца.

У собеседников Ганца сложилось впечатление, что глубоко в душе он разделяет такой взгляд. Он хочет продвинуться вперед. Ашенази – тоже. Но Лапид и Яалон стоят на своем. Как говорят депутаты их партии, они одержимы дьяволом и ведут себя высокомерно.

Как сказал мне один из министров «Ликуда»: «Вместо того, чтобы позволить ребятам из «Кахоль-лаван» привязать главе правительства взрывной пояс, который рванет автоматически, если он нарушит соглашение о ротации, мы предложили все, что можно, и сделали все, что можно».

Tрюкач Биби

Полнейшее недоверие к Нетаниягу отражает глубоко прогнившую политику, развал всех норм и потерю ценностей, которые оставляет за собой уходящий глава правительства. Вспомним, к примеру, соглашение о ротации 1984 года между Шимоном Пересом и Ицхаком Шамиром. Оно не держалось на целой куче «закладов» и «гарантий». Шимон обещал – Шимон сдержал обещание.

Вспомним также предшественников Нетаниягу за последние два десятилетия –Эхуда Барака, Ариэля Шарона и Эхуда Ольмерта. Ни один из них не был белым как снег. Все они тащили за собой длинный шлейф грязных политических трюков с  дурным запахом. Но в подобной ситуации не требовались никакие драконовские гарантии, предосторожности, юридические обязательства, которые раньше никогда не появлялись ни в одном политическом соглашении. Это – наследие Нетаниягу, таким его будут вспоминать.

Я предложил следующий сценарий одному из руководителей «Кахоль-лаван», который склонен принять предложение «Ликуда»: скажем, через одну-две недели после создания правительства национального единства «Ликуд» организует демонстрацию вроде той, что недавно была в Тель-Авиве. На сцене – обычный гротескный набор людей правого лагеря, извергающих словесную блевотину на генпрокурора, госпрокурора, полицию, СМИ. На площади – подстрекаемая Нетаниягу толпа с кровью в глазах устраивает погром, избивая журналистов. По завершении этого славного вечера Нетаниягу напишет в «Твиттере»: «Сердечное спасибо замечательным участникам демонстрации. Вы меня растрогали. Люблю вас»

На следующий день – по тому же сценарию – «Демократический союз» и «Авода-Гешер» вносят вотум недоверия правительству из-за поддержки премьером подстрекательства против государственной правоохранительной системы. Министры от «Кахоль-лаван» обязаны голосовать против вотума и в пользу главы правительства.

– Вы можете представить себя, голосующего за такую мерзость? – спросил я.

– Мы никогда об этом не думали, – честно ответил мой собеседник.

Источник: Детали

Похожие статьи