"ХаАрец" сообщила недавно, что миллиардеры, переехавшие в Израиль, соблазнившись 10-летним освобождением от уплаты налогов с прибыли, полученной за пределами Израиля, возвращаются в свои страны сразу после окончания срока этой льготы для репатриантов. Это, пожалуй, наименее неожиданная новость года. Они не платят налог с доходов, полученных не в Израиле, и даже не обязаны сообщать о них израильским налоговым властям. Если бы не это, что могло побудить миллиардера жить в Израиле?
При всем уважении к Тель-Авиву, это - не Нью-Йорк, Лондон или другие города, где любят селиться миллиардеры со всего мира. У нас нет того сервиса и того комфорта, не говоря уже о развлечениях и шоу-бизнесе, к которым стремятся воротилы капитала со своими любовницами. В любом случае, чего ожидало наше правительство, что они к нам переедут на ПМЖ? Идея, что они будут инвестировать в Израиль, здесь не работает из-за формулировки самого закона, который освобождает от налогов только доход, полученный за рубежами Израиля. Так зачем им инвестировать здесь? Чтоб налоги платить? В конце концов, их единственным вкладом в экономику стал небольшой рост на рынке элитного жилья.
Тот факт, что такие изменения были внесены в налоговое законодательство Израиля более десяти лет назад, говорит сам за себя – о связи между деньгами и политикой. Он также свидетельствует об устаревшем образе мышления по отношению к алие – что ее следует поощрять любой ценой. Пришло время переосмыслить роль алии, причем не только 1 процент репатриантов-олигархов, но и оставшихся 99 процентов прибывающих в Израиль.
Алия является опорой сионистской идеи, и Израиль должен оставаться верным ей. Израиль должен оставаться безопасным убежищем для всех евреев в мире. Но Израиль не испытывает такой отчаянной нужды в репатриантах, как на заре своей истории. Точно так же, как он не должен привлекать богатых, он не должен субсидировать и всех остальных, оказывая им ту или иную материальную помощь.
Несколько десятилетий назад любой американец или европеец, переезжавший в Израиль, принимал для себя важное решение. Помимо языкового барьера и культурных проблем, с которыми сталкиваются в Израиле все репатрианты, тогда присутствовал еще и экономический фактор: уровень жизни в Израиле был намного ниже, чем на Западе. Налоги были очень высокими, деньги нельзя было свободно вывезти за границу, профессиональные возможности были весьма ограниченными, а общение с друзьями и семьей, которые оставались в диаспоре, фактически ограничивалось письмами и телеграммами. Сегодня мир изменился, хотя для жителей западных стран переезд в Израиль по-прежнему очень непрост.
У Америки все еще есть преимущества перед Израилем, с точки зрения культуры потребления. Хотя отличия в образе жизни значительно сократились, тот, кто стремится богато и удобно жить, не репатриируется в Израиль.
Средний доход домохозяйства в Израиле по-прежнему неконкурентоспособен по сравнению со странами Запада. Он составляет 55 процентов от уровня США, 86 процентов от среднего по Великобритании и 79 процентов - во Франции. С другой стороны, налоговое бремя в Израиле ниже, чем в Америке и большинстве европейских стран.
Это правда, что автомобили и творог «коттедж» в Израиле стоят дороже, но если учесть более низкую стоимость обучения в колледже, а также еврейское образование для детей (в конце концов, большинство репатриантов из стран Запада сегодня - ортодоксальные евреи) и здравоохранение, разница в стоимости жизни сильно сокращается. Вы можете покупать на Amazon и наслаждаться его низкими ценами из Израиля и оставаться на связи со своими близкими по скайпу совершенно бесплатно.
Но не это причина того, что алия удвоилась за последнее десятилетие. Приток репатриантов из стран Запада остался неизменным, но вот из бывшего Советского Союза алия резко возросла, на ее долю приходится почти 70 процентов новоприбывших.
Загвоздка в том, что более половины из них не считаются евреями по еврейским религиозным законам. Они находятся в состоянии правовой неопределенности во всем, что касается брака и других вопросов личного статуса, и, если срочно не внести изменения в законодательство, они вряд ли станут в Израиле счастливыми гражданами, которые чувствуют себя равноправными и считают себя неотъемлемой частью общества.
Одним из аргументов в пользу поощрения алии было обеспечение еврейского большинства в Израиле на том основании, что уровень рождаемости среди арабов в Израиле выше, чем среди евреев. Но за эти годы рождаемость среди израильских евреев растет, в то время как в израильском арабском секторе она снижается. Официальные демографические прогнозы показывают, что в 2060 году баланс между евреями и арабами будет слегка изменен в пользу евреев.
Между тем, благодаря высокому коэффициенту рождаемости, Израиль становится невыносимо перенаселенным. Задачи обеспечения критически важными ресурсами, такими как вода и пространство для жилья, со временем будут усугубляться, учитывая происходящие в мире климатические изменения.
Поощрение репатриации новых граждан, многие из которых окажутся в подвешенном состоянии, бросает вызов здравому смыслу.
Целью сионистского предприятия традиционно был сбор рассеянных по миру евреев и заселение Израиля. Когда-то речь шла и о возделывании земли, но мы отказались от сельскохозяйственного идеала перед лицом экономической реальности. Это - свидетельство гибкости сионизма, которая способствовала тому, что сегодня Израиль — это стартапы и высокие технологии, а не кибуцы и апельсины.
От старых сионистских идеалов уже следует отказаться, потому что реальность изменилась. Нам не нужно отказываться от идеи, просто нужно привести ее в соответствие с реалиями XXI века, такими как социальная справедливость, защита окружающей среды, еврейские ценности и образование.
Источник: Детали