| Хана Рафаэль
Хана Рафаэль

Толерантность по-израильски

Когда я в очередной приезжаю в родной Дербент, знакомые и родственники моих друзей, узнав, что я израильтянка, начинают расспрашивать об арабо-еврейских взаимоотношениях в нашей стране. Я рассказываю им о том, что они никогда не увидят и не прочтут в российских СМИ. За 25 лет проживания в Израиле мне не раз по работе и в обычной жизни приходилось общаться с местными арабами, и я сделала вывод: в мировых СМИ практически не освещается тема взаимной толерантности между местными арабами и евреями.

Арабы, живущие на территории Израиля, как правило, обладают его гражданством. Они составляют 21% от всего населения страны, арабский язык до 2018 года являлся вторым государственным после иврита, а сейчас его статус несколько понижен. Арабоязычные друзы в Израиле выделяются в отдельное этноконфессиональное меньшинство. Выделяются также несколько арабоязычных субэтнических групп с особой культурой, одна из них негевские бедуины.   

Если произвести опрос среди арабов, проживающих внутри Зеленой черты, можно разделить их на две группы:

- население, поддерживающее Израиль и его внутреннюю политику, называющее себя израильскими арабами или арабами-израильтянами;

- противостоящие Израилю арабы предпочитают самоназвание «палестинские арабы» (без ссылки на Израиль).

Когда начинается очередная «двухдневная война» между израильтянами и арабами за Зеленой чертой, которые называют себя «палестинцами», всё мировое сообщество встает, как один, на их защиту! Никто даже не хочет воспринимать всерьез, что на мирные города Израиля выпускаются сотни ракет, и жители юга страны вынуждены жить в состоянии постоянной войны.

Вот на эту тему мне и приходится чуть ли не читать лекцию, рассказывать о том, как живут Израиле арабы, среди которых есть немало бизнесменов, работников разных сфер, инженеры, врачи, профессора, депутаты Кнессета и экс-министр. Странно слышать, когда дагестанцы начинают возмущаться: мол, по телевизору постоянно видят кадры, как «бедных палестинских детей» расстреливают солдаты ЦАХАЛа. Помню, по окончании такой дискуссии, один из присутствующих выдал следующее: «Это у вас, в Израиле, наверное, еврейские арабы так хорошо живут…»

Я часто разъезжаю по городам Израиля, в основном по маршруту Тверия-Афула-Хадера-Тель-Авив-Иерусалим-Хайфа. Обычно моими соседями по автобусу бывают арабы, жители окрестных поселков. Когда едешь в автобусе, возникает такое впечатление, что ты проживаешь в интернациональном обществе: в автобусе часто может находиться местная арабская молодёжь и израильтяне, в большинстве в военной форме. Обычно автобус маршрута Тверия – Афула – Хайфа проезжает мимо арабских поселков, где заметно выделяются высокие минареты рядом с мечетями.  

Большая часть арабского населения Израиля компактно проживает в небольших городах и деревнях Галилеи (включая город Назарет), в центральной части страны (между Хадерой и Петах-Тиквой), в Негеве, а также в городских центрах со смешанным населением, таких как Иерусалим, Акко, Хайфа, Лод, Рамле и Яффо.

Местные арабы тоже, как и евреи, бывают разными, они не похожи друг на друга внешне, среди них есть христиане, потомки черкесов (выходцев с Северного Кавказа), друзы и бедуины. Нынешнюю арабскую молодежь иногда не отличишь от евреев: одевается она по-современному. Хотя часто встречаются молодые и старшего возраста женщины, одетые в национальную одежду: в платке и длинном платье. Многие из женщин надевают тунику с тайцами, и выглядят, несмотря на головной убор, вполне по-модному.

Жизнь израильских арабов тесно переплетена с жизнью евреев. На арабские праздники, в нашем городе Тверии на набережной и на туристических кораблях начинаются массовые вечерние гулянья, в этом и проявляется демократический характер Израиля. Правда, в большинстве своем местные арабы активнее посещают центральные города, а евреи практически не заезжают в арабские поселки.

Немало израильских арабов имеют свой бизнес, например, в Тверии это: владельцы аптек, овощных магазинов, строительных фирм. Жители Тверии, работающие в гостиницах, поликлиниках, на заводах, в своем коллективе имеют арабских коллег. А за время многолетней работы в одном коллективе люди сближаются, поэтому вполне привычно, когда они приглашают друг друга на семейные торжества.

Есть и обратная сторона медали, о которой мне не поначалу хотелось упоминать: например, о культурных различиях, об отношении к женщине в арабской семье, о высокой преступности в районах проживания арабоязычного населения в Израиле. Во время военного конфликта между арабами, проживающими за Зеленной чертой, и местными арабами проявляется солидарность и волнения, и это неспроста: ведь у многих из них есть родственники с обеих сторон.

В последние годы заметно сближение между арабоязычными израильтянами и евреями в области хайтека и туризма. Мы являемся жителями одной страны, с её плюсами и минусами, но твердо установленным фактом является, что израильские арабы считаются самыми образованными по сравнению со своими соплеменниками по всему миру. Если провести сравнение между ними и жителями арабских стран, то окажется, что им весьма неплохо живется в Израиле на фоне того, как в последние годы из многих стран устремились в Европу арабские беженцы.

Увы, в мировых СМИ никогда не напишут о том, что израильские арабы пользуются всеми правами граждан страны, о которых евреи, проживая веками в галуте в арабских странах, не могли даже и мечтать. Арабские школьники учатся в государственных школах с преподаванием на арабском языке.

В то время как обычаи прошлого все еще являются частью их повседневной жизни, постепенное ослабление племенной и патриархальной власти, влияние обязательного образования и участие в демократических процессах израильского общества оказывают значительное воздействие на традиционный уклад. Наряду с этим, благодаря законодательству, предусматривающему равные права для женщин, запрещение полигамии и брака в детском возрасте, был значительно повышен статус арабской женщины в Израиле.

Участие арабского сектора в политической жизни проявляется на национальных и муниципальных выборах. Арабские граждане страны управляют политическими и административными делами в своих муниципалитетах и выражают арабские интересы через своих представителей в Кнессете, которые получают возможность политическими средствами способствовать повышению статуса меньшинств и их доли в распределении национальных благ.

С самого основания Государства Израиль в 1948 году арабские граждане были освобождены от службы в рядах Армии обороны Израиля по соображениям возможной двойной лояльности. В то же время поощряется добровольная воинская служба. Несмотря на это, некоторая часть арабской молодежи каждый год пользуется этой возможностью и есть такие, которые охотно идут служить в рядах армии Израиля. Что бы ни говорили их соотечественники — защищать страну, в которой они живут.

Похожие статьи