| Юрий Каннер
Юрий Каннер

Борьба за свободу – наказуемая и вознаграждаемая

Премия «Генезис» (ее еще называют «еврейским Нобелем») присуждена Натану Щаранскому – в недавнем прошлом израильскому политику и общественному деятелю, в давнем – советскому диссиденту, правозащитнику и сионистскому активисту.

В 1978 году этот не в меру шустрый молодой человек (ему было 30) получил 13 лет строго режима за измену Родине, шпионаж, враждебную деятельность на пользу иностранных государств, антисоветскую агитацию и пропаганду. Сидел тяжело: более четырех лет в одиночке, более 400 суток – в карцере, голодовки, принудительное кормление – все прелести. Пока сидел, по всему западному миру шла кампания за его освобождение: демонстрации, пикеты, петиции; главы разных стран, знаменитости из разных сфер обращались к советскому руководству с просьбой отпустить. Через девять лет после ареста, 11 февраля 1986 года, на мосту Глинике, соединяющем Восточный Берлин с Западным, Щаранского вместе с двумя немцами и одним чехом обменяли на пятерых настоящих шпионов стран соцлагеря, пойманных на Западе.

В Израиле его встречали в аэропорту, как в СССР Гагарина после полета: премьер-министр, первые лица государства, все взлетное поле было запружено людьми. Президент США Рейган позвонил прямо туда, чтобы поздравить, пригласил к себе. На волне этой славы можно было парить до конца жизни. Но он начал новую жизнь, которая оказалась круче прежней.

Он и там стал бороться. Теперь – за права выходцев из СССР на исторической родине. На рубеже 80-90-х их приехало около миллиона, им приходилось несладко. Сталкивались и с дискриминацией, и с эксплуатаций, и с равнодушием государственной системы. Щаранскому и здесь удалось добиться перелома. Он создал первую «русскую» партию — «Исраэль ба-алия», которая тут же мощно вошла в израильскую политику, стала ее значимым фактором. История интеграции русскоязычных израильтян четко делится на периоды до появления «русской» партии и после – и это как день и ночь.

Сам Щаранский занимал целый ряд важных министерских постов, был вице-премьером, а уйдя из официальной политики, возглавил Еврейское агентство «Сохнут» и провел на этом посту, одном из важнейших в еврейском мире, тоже девять лет.

Все это время он продолжал бороться за свободу и демократию как основное право человека и важнейшую ценность человечества. Его книгу с обоснованием этой идеи – «В защиту демократии» — Джордж Буш-младший, тогда действующий президент США, сделал своей настольной книгой и ввел в качестве обязательного чтения для всей своей администрации. Когда он заявил об этом в одном интервью, книга Щаранского с 250-го места в рейтинге продаж на «Амазоне» подскочила на 2-е. Ни один автор не удостаивался того, чтобы его «литературным агентом», стал президент США.

Один из первых договоров о сотрудничестве я как президент РЕК подписал со Щаранским – тогда главой «Сохнута». Мне не раз приходилось общаться с Натаном на самые разные темы. Он действительно поражает собеседника остротой мысли, быстротой реакции. Конечно, знаменитость, конечно, герой, конечно политик, но еще и мыслитель. «Еврейский Нобель» ему принадлежит по праву.

Премия «Генезис», или, как ее называют в Израиле, «Берешит» вручается с 2014 года, всегда – всего одному человеку. Ей уже удостоены бывший мэр Нью-Йорка, бизнесмен и филантроп Майкл Блумберг, актер Майкл Дуглас, скрипач Ицхак Перлман, скульптор и правозащитник Аниш Капур, актриса и режиссер Натали Портман. Традиционно лауреаты передают свою премию ($1 млн.) на благотворительные цели.

Эхо Москвы

Похожие статьи