Выборы в Кнессет 23-го созыва состоятся 2 марта 2020 года и станут третьими досрочными парламентскими выборами за последние 11 месяцев. По закону, избирательная кампания должна продолжаться 90 дней. Однако в этих «чрезвычайных» обстоятельствах, было принято решение провести выборы как можно «быстрее».
В итоге была согласована дата проведения выборов в Кнессет-23 созыва в шестой день месяца Адар (2-е марта 2020). Таким образом, избирательная кампания в 23-й Кнессет будет продолжаться всего 82 дня. Это будет особенно короткая кампания, по сравнению со 111 днями на сентябрьских выборах, 104 днями на апрельских выборах и 98 днями на выборах 2015 года.
В последние дни Кнессета 22-го созыва было много популистских разговоров среди политиков, якобы пекущихся о бюджете и желающих как бы уменьшить расходы, связанные с избирательной кампанией. Одним из предложений было желание объявить день выборов рабочим днем. Однако ЦИК резонно заметил, если день выборов - рабочий, значит работают все школы и детские сады (стандартные места организации избирательных участков - авт.), и где же политики намерены организовать голосование? Ведь в среднем по стране открывается около 11 тысяч избирательных участков.
Следует отметить, что голосуют на выборах далеко не все, имеющие право голоса и получающие оплачиваемый выходной. Вообще-то максимальная явка избирателей в 86,9% пришлась лишь на 1949 год, затем «интерес» к выборам упал до 63,5% в 2006 году, а на последних выборах в 21-й Кнессет слегка возрос до 69,4%.
В этой связи было предложение сделать процедуру голосования «обязательной» и организовать контроль с отметкой о голосовании, чтоб в дальнейшем работодатель, оплачивал этот день только своим «проголосовавшим» работникам. Ведь при низкой явке получается, что подавляющее число избирателей, за счет государства, а точнее своего работодателя, получает оплачиваемый отгул, который проводит с семьей на природе, вместо исполнения своего гражданского долга. В итоге получается, что частные предприниматели выплатят своим сотрудника зарплаты за три дополнительных дня «отдыха» в день выборов в течение одного года. Но естественно, в том состоянии, что находились депутаты в период провала второй попытки сформировать правительство, никто уже не думал о таких «мелочах» как бюджет страны, а тем более о цене избирательной кампании, хотя отдельные дебаты по этому поводу шли.
Стоит отметить, что по закону двойную оплату в день выборов должны были получить, например, и палестинские и иностранные медсестры, которые гражданства не имеют и участия в выборах не принимают. Однако после того, как не прошло предложение НДИ о том, чтобы не считать день предстоящих выборов нерабочим, было решено отменить медсестрам дополнительные выплаты в этот день.
В итоге партии не смогли договориться о том, чтобы день предстоящих выборов в Кнессет не был нерабочим, так что убытки народного хозяйства и предпринимателей окажутся еще выше. Так, выборы в Кнессет 21 созыва обошлись Израилю (с учетом партийных ссуд) в 620 млн шек., следующие выборы — в 685 млн шек., а выборы в Кнессет 23 созыва обойдутся в 534 млн шек. Убытки государства и частных предпринимателей в общей сложности превысят 6 млрд шек. К этой сумме следует приплюсовать и расходы, которые государство будет нести на предоставление выходного дня работникам сферы общественных услуг.
Стоит отметить, что несмотря на ажиотаж в день последнего голосования в Кнессете, депутаты себя «не забыли» и предусмотрели увеличение бюджета избирательной кампании партий на 30%. При этом каждой фракции на избирательную кампанию дополнительно будет выделено по 700 тысяч шекелей и 430 тысяч шекелей – на каждого министра. Видимо поэтому «пример-министр» так не спешит расстаться с тремя министерскими портфелями, которые он в связи с выдвинутыми обвинениями, должен передать либо своим, либо другим депутатом из коалиции. А ведь это более 1,2 млн шек. к бюджету избирательной кампании.
По словам представителей Кнессета, увеличение бюджета на избирательную кампанию фракций связано с тем, что в связи с частыми общенациональными опросами у небольших партий возникли серьезные долги, не позволяющие им самостоятельно профинансировать избирательную кампанию. Тем не менее, именно «маленькие» партии ШАС и «Наш дом Израиль» выступили против увеличения бюджета избирательной кампании.
При этом партия «Ликуд» выступила с предложением увеличить одну единицу финансирования для партий, которая составляет 1,38 млн. шекелей, до 2,1 млн. шекелей. Данный коэффициент путем умножения на количество депутатов фракции формирует базовый избирательный бюджет. Но «Кахоль-Лаван» и НДИ заявили, что категорически возражают против увеличения финансирования. Однако в отличие от вопроса формирования правительства, в вопросе финансирования партии достигли компромисса, и предложение «Ликуда» увеличить единицу финансирования для партий было удовлетворено частично: сумма будет увеличена до 1,9 млн шекелей. Таким образом, финансирование партий будет увеличено на 63 млн шекелей.
В итоги резко возросли партийные бюджеты выборов. Так предвыборный бюджет «Ликуда» (включая «Кулану») будет увеличен почти на 30 млн шекелей и составит 60,5 млн шекелей. Предвыборный бюджет «Кахоль-Лаван» будет увеличен на 15 млн шекелей и составит 62,5 млн шекелей. Предвыборный бюджет «Авода-Гешер» составит почти 13,4 млн шекелей, НДИ - почти 17 млн шекелей, ШАС - почти 19 млн шекелей, «Ямин Хадаш» - 6 млн шекелей, «Еврейского Дома» - почти 11,5 млн шекелей, «Еврейства Торы» - около 15 млн шекелей. Бюджет Объединенного арабского списка будет увеличен до почти 26 млн. шекелей.
Законопроект о выборах в Кнессет 23-го созыва добавляется специальными постановлениями, предназначенными помочь ЦИК провести выборы в установленном порядке. Из-за слишком короткого промежутка между выборами эти постановления вступают в силу уже в этом году. Они регулируют сокращение расписания; вакансии ЦИК, конкурс на рабочие места, возраст секретарей и членов избирательных комиссий; голосование полицейских и работников «Шабака»; налогообложение зарплат работников ЦИК, финансирование, авансы и ссуды партий; полномочия судей, назначенных председателями местных избирательный комиссий.
Приведут ли эти усилия, а главное, столь повышенные государственные и частные расходы к созданию в марте следующего года устойчивого правительства, покажет время. Пока же все опросы общественного мнения демонстрируют все тот же политический тупик.