Шеф-редактор Международного информационного агентства World Geostrategic Insights, эксперт в области международных отношений Денис Коркодинов рассказал о том, с какими рисками столкнется Израиль в ходе обострения геополитической ситуации на Среднем Востоке
- После того, как по приказу Дональда Трампа был убит один из влиятельных иранских генералов, Касем Солеймани, официальный Тегеран выпустил ракеты по военным базам США в Ираке. Иранские СМИ сообщили о 80 погибших. Насколько сокрушительными были ракетные удары по американской военной инфраструктуре?
- Иранская атака по трём американским целям в Ираке (военная база Аль-Асад, Таджи и консульство США в Эрбиле) не может быть истолкована в качестве реального «сокрушительного удара». Более того, Тегеран, несмотря на свой воинственный настрой, всё же не был готов бросить вызов Вашингтону посредством нанесения непоправимого ущерба его интересам в Ираке. Подтверждением этого является то, что баллистические ракеты, направленные на здание американского консульства в Эрбиле, не имели боевых зарядов. Иначе говоря, это были пустые «болванки», имеющие скорее символическое, а не стратегическое значение. В свою очередь, ущерб, причинённый США на территории военных баз, подвергнутых иранскому нападению, ошибочно считать невосполнимым. Потери в живой силе, которые Иран несколько преувеличил, вполне укладываются в военную статистику США и не являются существенным отклонением от нормы. Что же касается ущерба, нанесённого инфраструктуре военных баз, то он был практически нулевым.
Между тем Иран формально сдержал своё обещание отомстить. Это было необходимо сделать для того, чтобы сохранить престиж государства — как на международной арене, так и среди своих граждан. В связи с этим режим аятолл не мог себе позволить проявить равнодушие в ответ на убийство Касема Солеймани. По этой причине сразу же после окончания трехдневного траура было нанесена серия символических ударов, которые были направлены на то, чтобы продемонстрировать гнев Ирана.
Гораздо больший международный резонанс, в данном случае, имело крушение украинского гражданского самолёта в небе над Ираном. По одной из версий, трагедия произошла в результате случайного попадания в авиалайнер иранской баллистической ракеты. Однако ряд экспертов утверждает, что самолёт мог быть сбит американцами в качестве ответа на иранское нападение с расчётом на то, что в крушении авиалайнера будут винить именно Тегеран.
Иран понял намек со сбитым гражданским самолётом, в связи с чем глава иранского внешнеполитического ведомства Джавад Зариф официально заявил, что Тегеран не настроен на эскалацию конфликта. Дональд Трамп также внезапно призвал Иран к соблюдению мира.
Казалось бы, конфликт исчерпан. Однако Иран не отказался от своих ядерных амбиций и от распространения своего влияния в регионе, а США не получили контроль над иракской нефтью. Исходя из этого, конфликт приобрёл вялотекущий характер.
К тому же, для подготовки действительно серьёзной операции в виде, например, убийства высокопоставленного американского политика или захвата дипломатической собственности США, Ирану необходимо гораздо более длительное время, чем отведённые три дня после убийства Касема Солеймани. Такая операция, если она вероятна, требует детальной оценки рисков, выбора действующих лиц и определения конкретных целей. Это сделать намного сложнее, чем запустить баллистические ракеты.
В этой связи действительно сокрушительный удар будет произведён Ираном гораздо позднее, и его последствия будут по-настоящему фатальными. В свою очередь, США тоже готовят «сюрприз» режиму аятолл, для чего необходимо выждать время. А пока этого не произошло, стороны конфликта вынуждены демонстрировать взаимное спокойствие после всплеска эмоций.
- На ваш взгляд, почему Дональд Трамп отдал приказ о ликвидации Солеймани?
- Формальной причиной убийства Касема Солеймани, как это было указано Пентагоном, является то, что он был ответственным за нападение на здание посольства США в Зеленой зоне Багдада. Однако на самом деле причина состояла в другом.
Касем Солеймани на протяжении многих лет выполнял роль своеобразного «иранского шаха» в четырёх столицах: Тегеране, Багдаде, Бейруте и Сане. Помимо прочего, он непосредственно влиял на события и военно-политические процессы, протекающие в Сирии, а также, посредством ливанской «Хизбаллы», косвенно способствовал поражению самопровозглашенного президента Венесуэлы Хуано Гуаидо, вёл прямой диалог с Россией, Китаем, Пакистаном, Северной Кореей. В общем, практически везде, где присутствовали американские интересы, возникала личность Касема Солеймани, которая создавала значительные трудности для реализации внешнеполитических устремлений администрации Белого дома.
Но самое интересное состоит в том, что активно продвигавшийся Касемом Солеймани проект объединения четырёх столиц мог представлять серьёзную угрозу для региональных амбиций США и препятствовать их выходу в Средиземное море, представляющему глобальное стратегическое значение.
В этой связи Касем Солеймани был опасен для Вашингтона, потому что по уровню своего международного влияния во многом превосходил Дональда Трампа и всех других глав государств вместе взятых. Поэтому он был уничтожен.
Помимо прочего, Дональду Трампу на фоне процедуры импичмента было крайне важно разыграть небольшую войну, чтобы отвлечь местную аудиторию и дать ей повод ликовать из-за очередной «успешной» борьбы с терроризмом, поскольку Касем Солеймани считался администрацией Белого дома таким же террористом, как и Абу Бакр аль-Бангдади или Усама бен-Ладен.
- Иран нанес удар по базам США и предупредил Израиль. Думаете, Иран настроен серьезно в отношении Иерусалима?
- В настоящее время, после иранских атак и крушения украинского авиалайнера на Ближнем Востоке, сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, в весьма привилегированном положении оказались государства, в военных доктринах которых предусмотрено право на превентивный ядерный удар. Прежде всего, это касается Израиля. За право Биньямина Нетаньяху использовать или не использовать «ядерный чемоданчик» на международной арене развернётся настоящая борьба: ему будут предлагать большие деньги, влияние только за то, чтобы его ладонь всегда была на «красной кнопке».
С другой стороны, Израиль имеет право на превентивный ядерный удар и находится в определённой группе риска с точки зрения растущей угрозы со стороны Ирана. Задача Тегерана, в данном случае, состоит в том, чтобы постараться максимально ослабить Израиль, прежде чем он воспользуется своим правом на превентивный ядерный удар.
Тегеран неоднократно угрожал в прямом смысле слова уничтожить Израиль. Между тем пока режим аятолл опасается реализовать свои угрозы — именно из-за уже упомянутого права Израиля на превентивный ядерный удар. Если ирано-израильское противостояние приобретёт очертания военного конфликта, самыми «горячими точками» окажутся именно эти районы — Голанские высоты, сектор Газа и Западный берег реки Иордан. Но я не думаю, что на фоне эскалации американо-иранского конфликта из-за убийства Солеймани, который уже пошел на убыль, Тегеран решится атаковать израильские военные объекты. Тегеран сейчас нуждается в большой передышке. Но если Иран первым начнет атаку, то Израиль в долгу не остается.
- По какому сценарию, на ваш взгляд, будут развиваться события на Ближнем Востоке?
- Иран не откажется от своих планов иметь ядерное оружие. По этой причине давление на иранское руководство будет усиливаться. Между тем режим аятолл будет решительно сопротивляться любым попыткам ограничить его влияние и ядерную программу. При этом будут задействованы практически все проиранские группировки, представленные на Ближнем Востоке и за его пределами. Исходя из этого, то, что произошло 7 января 2020 года, — это только начало конфликта. Кроме того, как уже было сказано, для подготовки действительно «сокрушительного удара» — как со стороны Ирана, так и со стороны США — нужно время.