| Юрий Бочаров
Юрий Бочаров

Кнессет: коррупция или полицейский наезд?

Минувший политический год в Израиле в основном прошел под лозунгом: «Впервые в истории страны». Здесь и третьи досрочные выборы, и по две неудачные попытки сформировать правительство, как левое, так и правое. Здесь и ключ от коалиции в одних и тех же руках, которым как бы не удалось вовремя воспользоваться.

Но как бы венчал, этот странный политический год, уголовный процесс против премьер-министра, перешедший в финальную стадию, а за компанию и ряд новых-старых уголовных дел, открытых как против ряда министров, так и против лидеров партий.

Перед новым годом, в соответствии с прецедентным решением БАГАЦа, глава переходного правительства Биньямин Нетаниягу отказался сразу от трех дополнительно контролируемых им министерств в пользу ликудовских депутатов — Ифата Саса-Битона, Ципи Хотовели и Давида Битана, которые должны были получить портфели министров соцобеспечения, диаспоры и Иерусалима и сельского хозяйства соответственно. Однако решение пришлось отложить в свете критики того же Высшего суда справедливости (БАГАЦ), судьи которого указали, что переходному правительству «рекомендуется воздерживаться изменений в своем составе, если от назначения нового министра не зависит нормальное функционирование кабинета».

Наибольшую критику со стороны многих партий вызвало назначение Битана на пост главы минсельхоза, так как полиция рекомендует предъявить этому депутату обвинения во взяточничестве. Давид Битан подозревается в получении многомиллионной взятки от главы организованной преступной группировки и в ряде других нарушений, относящихся к периоду его пребывания на посту заместителя мэра Ришона-ле-Циона.

Предполагается, что проблемы Битана начались в 2008 году, когда он, будучи также попечителем местного футбольного клуба, взял крупную сумму денег на сером рынке, чтобы расплатиться с долгами команды. Расплатиться с кредиторами своевременно Битан не смог, поэтому, как считает следствие, был вынужден искать «альтернативные» источники дохода. Битан якобы получил защиту преступного клана от угроз кредиторов, взамен продвигая проекты своих «благодетелей». Еще 20 декабря позапрошлого года, на фоне проводимого расследования, Давид Битан подал в отставку с поста председателя коалиции.

В итоге, пробыв в ранге министра один день, в свете решения БАГАЦа, Давид Битан объявил, что отказывается от назначения на пост министра сельского хозяйства.

В тоже время другой ликудник, ранее отказавшийся от поста министра труда и соцобеспечения, Хаим Кац, так же как и примьер-министр, обратился к Кнессету с просьбой о депутатской неприкосновенности. И пока парламентская комиссия не создана Хаим Кац остается в неприкосновенности. Однако события последних дней могут лишить его данной неприкосновенности в связи с требованиями партии «Кахоль-Лаван» созвать эту комиссию.

Хаим Кац должен предстать перед судом по обвинению в мошенничестве и обмане общественного доверия. Согласно готовящемуся обвинительному заключению, Кац продвигал в Кнессете законопроект, который должен был помочь его другу, финансисту Мордехаю Бен-Ари, который более пяти лет фактически работал его личным инвестиционным брокером и управлял всеми его сбережениями, принеся политику миллионные барыши, — в том числе путем «слива» инсайдерской информации, к которой он имел доступ по работе в компании «Аквиталь».

Хаим Кац лично продвигал через «свою» комиссию Кнессета законопроект, имевший большое значение для компании «Аквиталь» и написанный лично Мордехаем Бен-Ари. Несмотря на все это, из обвинения будет исключена самая тяжелая статья — получение взятки. Адвокаты подозреваемого убедили юрсоветника правительства в недоказуемости такого обвинения. Однако в итоге Хаим Кац был вынужден подать в отставку с поста министра социального обеспецения и обратиться к Кнессету с просьбой предоставить ему депутатскую неприкосновенность.

Лидер партии «Яадут а-Тора» Яаков Лицман является заместителем министра с ноября 2017 года, а до этого два года был министром здравоохранения. Он вернул главе правительства портфель министра в знак протеста против работ на транспортных инфраструктурах по субботам. Министром тогда стал Нетаниягу, а Лицман сохранил контроль за здравоохранением, оставаясь его заместителем.

Возвращение Лицмана в кресло министра здравоохранения может быть непродолжительным: полиция рекомендовала отдать его под суд по обвинению в коррупции, мошенничестве и обмане общественного доверия по двум уголовным делам. В сентябре канал «Кан» сообщил, что прокуратура решила принять рекомендации полиции и представить обвинительные заключения против Лицмана.

Первое дело касается помощи фактического главы минздрава обвиняемой в педофилии бывшей директрисе религиозной еврейской школы в Австралии Малке Лейфер и другим подозреваемым в сексуальных преступлениях, принадлежащим к ультраортодоксальным общинам. По данным следствия, Лицман оказывал давление на подчиненных с целью получить выгодные для обвиняемых экспертные заключения.

Второе уголовное дело было возбуждено по факту заступничества замминистра за иерусалимское пищевое предприятие «Голди», расположенное по соседству с домом Лицмана. Минздрав решил закрыть этот бизнес по итогам санитарной проверки, обнаружившей в его салатах патогенные бактерии — сальмонеллу и листерию. Узнав о приказе минздрава, Лицман потребовал его заморозить и настоял на повторной проверке при своем личном участии.

Лидер партии ШАС Арье Дери уже отбывал тюремный срок за мошенничество и коррупцию, а в настоящий момент снова находится под следствием по подозрению в злоупотреблении служебным положением.

В 1990 году против него было возбуждено уголовное дело по результатам журналистского расследования  газеты «Едиот ахронот». Обвинительное заключение против Дери было подано 20 июня 1993 года, ему было инкриминировано мошенничество при отягчающих обстоятельствах, нарушение общественного доверия, фальсификация документов. Суд над Дери продолжался почти пять лет. В 1999 году окружной суд Иерусалима после 400 заседаний вынес приговор: четыре года тюремного заключения и штраф в размере 250 тысяч шекелей. Рассматривая апелляцию адвокатов Дери, Верховный суд Израиля сократил срок на год. В итоге на свободу он вышел 15 июля 2002 года.

В марте 2015 года Дери вернулся в парламент, а потом — и в правительство. 10 января 2016 года правительство единогласно утвердило назначение Арье Дери на пост министра внутренних дел.

И вот, уже в марте прошлого года, подразделение полиции по борьбе с коррупцией и организованной преступностью «Лахав 433» допрашивало Арье Дери по подозрению в отмывании денег, мошенничестве, обмане общественного доверия и в налоговых правонарушениях. Следствие было сосредоточено на вероятном незаконном переводе денег со счета амуты «Мифалот Симха», которую возглавляет его супруга Яффа Дери, на счета супруга и его родственников.

Еще в июне прошлого года после очередного допроса источники в полиции заявили, что следственные мероприятия в отношении Арье Дери завершены, а в прокуратуре Тель-Авива добавили, что намерены вскоре после выборов  выдвинуть обвинительное заключение. Первоначально планировалось предъявить Дери обвинения в мошенничестве до выборов, однако, как тогда сообщила радиостанция «Решет Бет», «все силы были сосредоточены на делах Нетаниягу», поэтому решение по делу главы МВД было отложено. Тогда также сообщалось, что в прокуратуре нет однозначного мнения по поводу формулировки обвинительного обвинения. В полиции утверждают, что Дери может быть обвинен в отмывании капиталов, мошенничестве, злоупотреблении должностными полномочиями и других правонарушениях, а также подозревается и в получении взятки. Однако с того момента прошло уже полгода и до сих пор нет никаких дополнительных решений.

В последние месяцы представители партии «Ликуд» всеми силами, через прессу пытаются добиться начала уголовного расследования против главы партии «Кахоль Лаван» Бени Ганца относительно банкротства возглавляемой им компании.

Как выяснилось из отчета службы Госконтроля, опубликованного еще в марте 2019 года, компания «Пятое измерение» («Ха-Меймад ха-хамиши»), которую возглавлял Бени Ганц, получила от полиции заказ «по блату», без положенного в таких случаях конкурса, на сумму 50 миллионов шекелей. Кроме того, согласно отчету, эту сделку продвигал лично генинспектор полиции Рони Альшейх.

В отделе закупок полиции при утверждении данного контракта исходили из того, что компания существует четыре года, у нее в клиентах числятся пять оборонных структур, а поставляемые технологии существуют уже в готовом виде. В реальности компания существовала три года, клиентов у нее не было, а продукция находилась на стадии разработки.Поскольку компания разорилась в 2018 году, она не успела приступить к выполнению 50-миллионного заказа, однако четыре миллиона шекелей из бюджета полиции компания «освоила». В связи с этими выводами в «Ликуде» потребовали начать уголовное расследование по «делу о 50 миллионах» против Бени Ганца. Однако дело так и не открыто до сих пор.

Выборы должны состояться через полтора месяца и вполне возможно, что еще «всплывет» ряд полицейских расследований против известных политиков. Однако, как показывают опросы общественного мнения, уголовные дела, открытые против лидеров ряда партий, практически никак не отразились на их рейтингах, так как большинство их избирателей, несмотря на все предъявленные обвинения, считают все открытые дела против своих фаворитов политически мотивированными и не верят в объективность полицейских расследований.

Похожие статьи