| Норман Бейли
Норман Бейли

Израильская политическая система больна. Давайте вылечим ее

Ограничение срока нахождения у власти для премьер-министра и введение электоральных округов — вот две жизненно необходимые реформы для приведения в пристойный вид израильской политической системы.

Когда нынешний политический цирк наконец-то закончится, и в Иерусалиме будет создано какое-то правительство, наступит самое время решить, что именно необходимо реформировать в переживающей явный кризис политической системе и как осуществить такую ​​реформу.

Действующая политическая система Израиля едва ли достойна названия «система» — это сборная солянка, состоящая из кусочков, унаследованных от британского мандата, специальных договоренностей, принятых, когда совершенно новая страна подверглась нападению со всех сторон, и приоритетом было выживание. Затем последовало принятие ряда так называемых «базовых законов», охватывающих различные аспекты политических и судебных структур и процессов непоследовательным образом.

Все это — в сочетании с судебными решениями, касающимися законов, принятых Кнессетом, и постановлений, принятых различными правительственными министерствами и ведомствами, — составляют «систему».

Результатом смешения всех этих компонентов является странный гибрид, который не является ни президентской системой, как в США и многих других странах, ни чисто парламентской системой, как в Великобритании и других странах, ни сочетанием этих двух систем, как во Франции.

В США президент и Конгресс избираются раздельно, и каждый из них имеет свою роль, полномочия и функции, сформулированные в конституции. Президент является и главой государства, и главой правительства, и поэтому представляет США в стране и за рубежом и руководит правительством. Если провести аналогию с корпорацией, то президент одновременно является CEO (главный исполнительный директор) и COO (главный операционный директор).

В Великобритании члены Палаты общин избираются на основе мажоритарной системы по электоральным округам и формируют по итогам выборов правительство. Глава государства, то есть монарх, является символической фигурой. Исполнительная власть сосредоточена в руках премьер-министра и его кабинета.

Во Франции президент и Национальное собрание избираются раздельно, причем президент является главой государства и CEO, а роль главы правительства и COO исполняет премьер-министр, который ограничен управлением правительственным аппаратом.

Израильская система не похожа ни на одну из вышеперечисленных. У Израиля нет конституции, главой государства является лишенный реальной власти президент, его законодательный орган, кнессет, избирается не по избирательным округам, а по партийным спискам, и, таким образом, члены кнессета не представляют никого, кроме своих партийных лидеров. Премьер-министр является одновременно CEO и COO. Кроме того, премьер-министр не имеет ограничений по срокам пребывания у власти, в отличие от США, где президент ограничен двумя четырехлетними сроками подряд.

Всем ясно, кроме, конечно, политиков, которые извлекают выгоду из существующей системы, что она отчаянно нуждается в реформировании. Оптимальная реформа состояла бы в том, чтобы созвать конституционное совещание, написать и принять конституцию и ту или другую из форм демократического управления, описанных выше. Если же это пока невозможно, по крайней мере, две реформы нынешней макаронической системы абсолютно необходимы. Если их можно провести путем принятия «основных законов», то так и следует сделать. Одной из напрашивающихся реформ является ограничение пребывания премьер-министра у власти двумя последовательными сроками по четыре или пять лет каждый. Второй — избрать депутатов Кнессета по электоральным (мандатным) округам. Это приведет не только к тому, что каждый депутат будет представлять определенную группу избирателей, но и будет иметь дополнительное преимущество в виде ограничения голосования группами избирателей, организованными по этническому признаку или религиозным убеждениям. Такие группы должны будут конкурировать в пределах округа с другими элементами общества — для взаимной выгоды всех.

Учитывая нестабильную ситуацию на Ближнем Востоке, будущее выживание и благополучие Израиля будет зависеть от этих реформ.

Оригинальный текст: Globes, перевод Ильи Амигуда

Похожие статьи