Анализ последних результатов выборов выявил поразительную корреляцию между банковским счетом и урной для голосования: богатые голосуют за «Кахоль-лаван», средний класс - за «Ликуд», а бедные - за ультраортодоксальные партии. Политика в Израиле выглядит, как классовая и экономическая борьба между конкурирующими племенами.
Израильские выборы можно подытожить фразой «Скажи мне, где ты живешь, и будет ясно, за кого ты голосуешь».
Сравнение результатов последних выборов в сентябре 2019 года с социо-экономическими показателями израильских общин обнаруживает явную корреляцию между материальным положением и бюллетенем на выборах. Богатые голосуют за «Кахоль-лаван», средний класс - за «Ликуд», бедные - за арабский «Объединенный список», «ШАС» и «Еврейство Торы». Богатые и арабы - левые, ультраортодоксы и средний класс – правые. Недавние выборы подчеркнули пропасть между ними.
Таблицы ЦСБ также рассказывают политическую историю: выборы проводятся не из-за дел о коррупции премьер-министра, не по вопросу аннексии Иорданской долины, и даже не по вопросу светских и религиозных граждан. Вся эта возня - только прикрытие, за которым скрывается классовая и экономическая борьба между враждующими племенами.
Легко увидеть, что политические позиции, в первую очередь, определяются статусом избирателей, а не характером и опытом кандидатов. Сегодня Израиль напоминает Соединенные Штаты или Соединенное королевство, чьи граждане разделены по географическому признаку, с различиями, из которых вытекает их политический выбор. Израильская политическая система также представляет голоса меньшинства. У американцев и англичан "победители берут все" в своих избирательных округах, голоса проигравших выбрасываются в мусорное ведро, и усиливается разрыв.
ЦСБ делит население на десять групп в 1183 населенных пунктах Израиля.
Для распределения используются четырнадцать параметров, таких как доход, количество членов семьи, количество автомобилей, социальное обеспечение, образование и поездки заграницу. ЦСБ не проверяет ни стоимость имущества, ни то, кто - начальник, а кто - младший сотрудник. Наиболее обеспеченные группы имеют хорошее образование, дорогие машины, много летают заграницу, наименее обеспеченные – менее образованны, пользуются автобусами и мало летают. Получается, что наиболее обеспеченные голосуют за «Кахоль-лаван», средний класс – за «Ликуд», и самые бедные – за свои племенные партии.
Последний индекс, опубликованный в ноябре 2018 года и в августе 2019 года, основан на данных, собранных в 2015 году, а более новый индекс будет опубликован в следующем году по данным 2017 года. Социо-экономический индекс был составлен профессиональной группой ЦСБ во главе с Луизой Берк, Наталией Цибель и Йосефом Бадраном под наблюдением комитета во главе с Моми Даханом из Еврейского университета, куда вошли университетские профессора, чиновники министерств и муниципалитетов.
В написании этой статьи также помогла информация центра "Адва" по вопросам равенства и социальной справедливости в Израиле, который после сентябрьских выборов проанализировал результаты голосования в соответствии с социо-экономическими показателями.
Обеспеченные люди считают Бени Ганца своим лидером
В группе 10, самой богатой, есть только три населенных пункта: Кфар-Шмарьяху, Савьон и Арсуф, а также городские кварталы Парк Цамерет, Сарона и «Северная звезда» в Тель-Авиве, Дэния в Хайфе, Неве-Ган в Рамат ха-Шароне.
Сразу после них, в группе 9 - Карми Йосеф, а рядом - Рамат ха-Шарон, Кохав Яир, Кфар Виткин и Асерет.
Тель-Авив является крупнейшим городом в группе 8, с десятками мошавов и кибуцев, таких как Гиват Бренер, Михморет, Нир Баним и Неве Илан, а также таких городах, как Модиин-Маккабим Реут, Ход ха-Шарон, Тель Монд, Кирьят-Оно, Гиватаим, Кирьят-Тивон и Биньямина. Во всех лидирует «Кахоль-лаван».
В трех верхних группах партия «Кахоль-лаван» стала явным победителем на последних выборах. Она победил во всех населенных пунктах группы 10, в 95 из 97 населенных пунктов в группе 9 и в 242 из 270 населенных пунктов в группе 8. Состоятельные израильтяне видят в Бени Ганце своего представителя и лидера. Существует также сильная взаимосвязь между голосованием за «Кахоль-лаван» и МЕРЕЦ, вошедший в левый блок.
«Ликуд» потерпел поражение в группах 8 и 9, и одержал победу в восемнадцати населенных пунктах в группе 8, включая Мевасерет Цион, Шаарей-Тиква и Гивон, некоторые поселения в долине реки Иордан и мошавы Талмей-Элияху, Гизо и Амиоз.
Группа 7, где живет средний класс, - это поле битвы между «Кахоль-лаван» и «Ликудом». Там есть города Хайфа, Ришон ле-Цион, Реховот, Холон, Рош ха-Аин и Пардес Ханна, сотни мошавов, кибуцев и поселений. На сентябрьских выборах «Кахоль-лаван» одержала победу в 157 населенных пунктах группы 7, «Ликуд» - 89, и «Ямина» - партия-сателлит «Ликуда» - еще в двенадцати. 32,5 процента избирателей из группы 7 проголосовали за «Ликуд», 31,3 процент - за «Кахоль-лаван».
Правящая партия лидирует в группе 6 (Нетания, Кармиэль, Эйлат, Нааария, Хадера, Маале-Адумим) и группе 5 (Беэр-Шева, Бат-Ям, Ашкелон, Кирьят-Шмона, Афула). Это «база», на которой держится Нетаниягу.
Во многих религиозных поселениях победил его основной союзник, «Ямина». За «Кахоль-Лаван» здесь голосовали, в основном, в кибуцах.
В группе 4 картина аналогична: «Ликуд» ведет в городах, таких как Рамла, Акко, Мигдаль-Эмек и Тверия, «Ямина» в религиозных поселениях, а «Кахоль-лаван» – в кибуцах и в больших деревнях друзов, как Дальят аль-Кармель, Асфия и Хурфиш.
В группе 3 арабский «Объединенный список» победил в 28 восьми населенных пунктах, включая города с преимущественно арабским населением, как Нацрат-Илит, Шфарам, Сахнин и Бака аль-Гарбия.
«Ликуд» победил в Лоде, Кирьят-Малахи, Мицпе-Рамоне и Офакиме, «Ямина» - в поселениях (Бейт-Эль, Шилох и Мицпе-Иерихон), «Кахоль-лаван» - в деревнях друзов и в кибуцах, а ШАС - в Нетивоте.
Иерусалим, самый большой и самый бедный из городов Израиля, является крупнейшим в группе 2, где в сентябре победила партия «Еврейство Торы», так же, как в Бней-Браке и Бейт-Шемеше.
«Объединенный список» победил в 47 из 88 общин группы 2, в том числе в Умм-эль-Фахме, Калансуа и Мадж аль-Круме. В группе 1, самой бедной, в основном бедуинские поселения и город Рахат, чье население голосовало за «Объединенный список».
В ультраортодоксальных поселениях Бейтар-Илит и Модиин-Илит голосовали за «Еврейство Торы».
Эти результаты хорошо объясняют позиции сторон. Партия «Кахоль-лаван» хочет сохранить все как есть, поддерживать экономическую систему и укреплять элитарные институты - генштаб, спецслужбы, судебную систему и бюджетный отдел минфина. Нетрудно понять ее избирателей: те, у кого что-то есть, в первую очередь предотвращают риск потери контроля и активов. Их борьба является экономической борьбой против религиозных сограждан, которые хотят взять деньги у светских деятелей Рамат-Авива и Кохав-Яира, и передать их в поселения и йешивы.
Ганц, лидер этого лагеря, предлагает сохранение существующего, и никаких социальных или экономических перемен. Вот объяснение того, почему он набирает популярность в опросах последнего года. Он просто заверяет своих сторонников, что завтра солнце взойдет на том же самом месте.
«Ликуд» представляет социальную мобильность: его избиратели могут подняться от центра наверх, но также и упасть вниз. Поэтому они движимы как надеждой, так и страхом - и Биньямин Нетаниягу лучше других знает, как усидеть на двух стульях. Он обещает ликудникам «заменить элиту» и поднять их на вершину, поэтому он боролся против прокуратуры и СМИ, которые представляли существующий порядок, за "стрелка из Хеврона" Эльора Азарию и против его командиров.
Но Нетаниягу также заигрывает и со своими сторонниками «снизу», обещая им превосходство, по крайней мере, символическое, над арабами в беднейших слоях населения посредством «национального закона».
В последние годы Нетаниягу продвигал, в основном, политиков, которые представляют «территорию Ликуда» на периферии, а не тех, кто похож на избирателей «Кахоль-лаван» и их лидеров. Таким образом, легко понять, почему избиратели «Ликуда» не взволнованы обвинениями против Нетаниягу, и продолжают поддерживать его на выборах и в опросах, хотя генпрокурор назвал его взяточником и мошенником, злоупотребившим служебным положением. Нетаниягу понимает надежды и страхи своих избирателей, и они платят ему преданностью в день выборов.
Активисты «Ликуда» рассказывают об огромных возможностях, которые их партия предоставила своим избирателям, например, путем открытия колледжей (которые вообще-то открыло правительство Рабина) и расширением доступа к высшему образованию.
Но таблица ЦСБ показывает, что, несмотря на все эти усилия, города «базы Ликуда» остались на том же уровне. Одиннадцать лет непрерывного правления Нетаниягу существенно не улучшили статус его избирателей. Они находятся в группах 5-6. Их конкуренты сохранили свое относительное преимущество и, возможно, даже увеличили экономический разрыв.
Можно задаться вопросом, действительно ли «Ликуд» заинтересован в «замене элиты», рискуя тем самым потерять избирателей в пользу «Кахоль-лаван» или утратить идеологию, которая обеспечивает «Ликуд» политической энергией.
В отличие от обеспеченных слоев населения, ультраортодоксам и арабам нечего терять и есть что выигрывать - они надеются улучшить свое положение. Ультраортодоксальные партии давно это понимают, и сосредоточены на передаче ресурсов от налогоплательщиков в карманы своих избирателей, чей вклад в национальный продукт намного меньше, чем их относительный вес в населении.
«Объединенный список» перенял аналогичную линию на последних выборах, обещая поддержать Ганца и даже присоединиться к коалиции, возглавляемой им, в обмен на экономические и социальные выгоды, такие как улучшение работы полиции в арабском секторе, упорядоченное строительство и улучшение образования.
База поддержки Авигдора Либермана, которая появилась на последних двух выборах, как баланс между блоками, находится прямо в центре социально-экономической карты, в группах 4-7. Но в сентябре, в отличие от апреля, он набрал голоса из цитадели «Кахоль-лаван» в группах 8-9, благодаря «борьбе с религиозным засильем». И это объясняет, почему Ганц и его союзники неохотно сотрудничают с «Объединенным списком» и левыми.
В разгар двадцать третьей избирательной кампании в кнессет кажется, что «племенное разделение» диктует те же результаты, что и на сентябрьских выборах.
Все опросы показывают, что слияние с основными партиями будет продолжаться, и в последние месяцы никакие экономические, социальные или политические перемены не отвлекали избирателей от их партий. Место жительство, вероятно, тоже окажет на этот раз большее влияние, чем речи кандидатов. Между племенами почти нет переходов, особенно тогда, когда выборы проводятся раз в несколько месяцев.
Таким образом, главный вопрос, как и в предыдущих двух турах, состоит в том, сколько граждан выйдет из дома, чтобы проголосовать за свою племенную партию.