| Надав Тамир
Надав Тамир

«Это не личные отношения Путина и Нетаньяху»

Надав Тамир — известный израильский политолог и дипломат. Несколько лет он был политическим советником президента Шимона Переса, а теперь является директором по международням делам фонда Центр мира Переса. В эксклюзивном интервью STMEGI.com Надав Тамир рассказал о возможных перспективах развития израильского общества и о роли наследия Шимона Переса в современной политике.

— Рады приветствовать вас в Москве. Ваш визит связан с проектами фонда Центр мира Переса?

— Я приехал сюда, чтобы представить книгу о Шимоне Пересе. Она называется «Скромным мечтам здесь не место», рассказывает о личности самого президента Переса и о его наследии. Важно рассказать об этой книге именно в России, потому что у Переса была особая связь с этой страной, он всегда следил за тем, что происходит в стране, ценил русскую культуру.

— Как вы оцениваете современное сближение России и Израиля?

— Мне кажется, что это очень полезно и важно, ведь российская культура влияла и влияет на выходцев из России, проживающих в Израиле. И особенно важно отметить участие Советской Армии в спасении евреев Европы в годы Второй мировой войны. Когда я работал с Пересом, мы несколько раз бывали в России, мне посчастливилось присутствовать на торжественной церемонии открытия Еврейского музея и Центра толерантности вместе с президентом Владимиром Путиным. В этот приезд я побывал там снова и еще раз смог по достоинству оценить всю масштабность и важность этого проекта.

— Довольны ли в Израиле таким тесным политическим сотрудничеством между Нетаньяху и Путиным, и не повлияло ли это на результаты партии «Ликуд» на парламентских выборах?

— Это не личные отношения Путина и Нетаньяху. Это отношение Путина к Израилю, я это видел, когда приезжал вместе с Пересом в Россию. Поэтому я уверен, что никакого влияния на выборы текущая ситуация не оказывает. Процессы, которые сейчас происходят в израильском обществе, гораздо глубже, их суть сейчас не полностью видна и не до конца понятна. Сейчас утвердилось состояние хаоса, и я уверен, что нас ждут радикальные перемены. Эпоха Нетаньяху вскоре закончится — возможно, сейчас, возможно чуть позже. Открывается политическая площадка для новых веяний.

— А как эти веяния скажутся на отношениях с Россией?

— Россия сейчас важный и значительный игрок на Ближнем Востоке. Соединенные Штаты планируют выйти из этой игры, и, следовательно, влияние России станет еще заметнее.

— Израиль может стать посредником в переговорах России и США?

— США и Россия слишком большие страны. Их связывает очень многое. Израиль же слишком маленькая страна по сравнению с такими гигантами. Так что в некоторой степени он может помочь и стать посредником, но отношения Вашингтона и Москвы гораздо более глубокие.

— Вы сказали, что США планируют выйти из «ближневосточной игры». Какова же будет тогда судьба мирного плана Дональда Трампа?

— Я не думаю, что у Трампа на самом деле есть мирный план, я думаю, что это просто хорошая актерская игра. А вот выборы, безусловно, повлияют на мирный процесс.

— То есть, все может вернуться к мирному процессу Осло?

— Все зависит от выборов. Если левый фланг укрепится, то возможно возвращение к мирным процессам.

— Сегодняшние левые подтверждают, что они готовы вернуться в рамки этого мирного процесса?

— Сейчас, перед выборами они очень осторожны и не делают никаких громких заявлений. Но, на основании личного знакомства с представителями партий, я могу сказать, что они очень близки к ценностям Рабина и Переса, гораздо ближе, нежели нынешняя партия Нетаньяху. Так что возвращение произойдет.

— Безусловно, русскоязычную аудиторию интересует политическая роль и вес Авигдора Либермана. По крайней мере, именно позиция НДИ привела Израиль к новым выборам.

— Я думаю, что Либерман действительно сыграл важную роль, но есть еще несколько факторов. Это — судебный процесс против Нетаньяху и его ответные действия. Кроме того, Нетаньяху так и не смог дважды собрать правительство — несмотря на то что его считают политическим гением.

— Чем же сейчас все закончится?

— Тенденция такова, что «Ликуд» станет еще слабее.

— Именно «Ликуд» или вообще правое крыло?

— Я думаю, что, в общем и целом, все правое крыло станет слабее. Сейчас многие люди запутаны, очень сложно делать прогнозы. На ситуацию может повлиять целый ряд самых неожиданных факторов.

— А как вы видите политическую судьбу Авигдора Либермана?

— Я считаю, что он выиграет от этой ситуации, он вышел из того круга в котором находился, получил новую аудиторию, это уже не только выходцы из Советского Союза, у него очень сильные позиции у светского населении, он получит их поддержку.

— Ваш шеф, президент Шимон Перес, был очень опытным и дальновидным политическим деятелем. Какие его мысли и слова вы чаще всего вспоминаете и они вам помогают?

— Есть четыре базовых вещи, на которых основывается его философия. Первое — это его оптимизм, оптимизм конструктивный, а не наивный. Второе: мы всегда должны брать на себя ответственность, не искать виновных, быть инициаторами и быть ответственными за то, что мы делаем. Третье — это понимание того, что мир не черно-белый, в нем очень много нюансов и надо принимать их все. И четвертое — свойство Переса смотреть всегда вперед. Наш народ пережил очень много потрясений и ударов, но надо оставлять эти травмы и удары в прошлом. Очень важно смотреть в будущее и оставлять все плохое позади.

Беседовала Аснат Эстрина

Похожие статьи