• Главная
  • Фонд
  • Новости
  • STMEGI TV
  • STMEGI Junior
  • Горские евреи
  • Иудаизм
  • Библиотека
  • Академия Джуури
  • Лица
  • Мнения
  • Проекты
  • Приложения
  • Переводчик
  • 0.00
    0.00
    0.00
    Фуад Хаимов

    представитель Фонда СТМЭГИ в Азербайджане

    Мнения
    Фуад Хаимов
    Мнения

    Где же был Б-г во время Холокоста?

    Сегодня, 27 января, мы отмечаем Всемирный день памяти жертв Холокоста. Этот день выбран международным сообществом потому, что именно 27 января 1945 года был освобожден лагерь смерти Аушвиц. Про Холокост пишут многие, особенно в этот день, но чем больше проходит времени, тем больше возникает вопросов. А вопросов много, и некоторые из них, даже обозначены в экспозиции комплекса «Яд Вашем».

    Вот один их них: где же был Б-г во время Холокоста? Вопрос сложный. И каждый человек может ответить на него по-своему. Каждый ответ на этот вопрос будет, конечно, сугубо субъективен и спорен. Но я попытаюсь ответить на него — хотя бы для себя.

    Евреи Германии накануне прихода нацистов к власти были, в большинстве своем, настроены весьма патриотично. Евреи любили Германию, гордились ею, воевали за нее, а также умирали за нее. Многие из них уже давно называли себя «немцами моисеева вероисповедания». И в этом либеральном, демократическом обществе обществе родилось нечто, что потом сотрясет весь мир. Евреи не поняли, как это произошло. Как в Европе XX века могла возникнуть идея разделения людей на высшие и низшие расы? Евреи не верили, что такое возможно, до последнего. Верили, что в общей комнате, в которую их загнали, из душа польется вода. А оттуда предательски шел газ, убивавший всех, кто им дышал.

    Ответить на этот вопрос можно с помощью текстов пророчеств. «И ты станешь ужасом, притчею и посмешищем среди народов, к которым отведет тебя Г-сподь» (Втор. 28:37). То есть будут рисовать на тебя карикатуры, ты будешь объектом ненависти. Тора продолжает и обещает, что «не будет покоя твоим ногам... И будет жизнь твоя висеть на волоске... и не будет тебе покоя ни днем, ни ночью, и не будешь уверен в самой жизни своей».

    Возможна и иная интерпретация.

    Я пришел к выводу, что Катастрофа была неким предупреждением народу на будущее. Народу, чья жизнь разделилась на до Холокоста и после. Эти ужасы объединили народ. И теперь у евреев появилось то, что их объединяет, несмотря на их происхождение и религиозные предпочтения. Ведь теперь даже самый ассимилированный еврей вспомнит о своих корнях, лишь раз взглянув в глаза тех ужасов, что пережил его народ. И все эти памятники и музеи по всему миру будут напоминать каждому еврею, что где бы он ни жил, чем бы ни занимался, он должен помнить, что это может повториться. И может вновь настать такой день, когда где-то в высокоинтеллектуальном обществе опять родится некая ужасная идеология, которая напомнит каждому еврею о том, кто он такой.