| Хана Рафаэль
Хана Рафаэль

Благотворительность по-израильски: давать или не давать?

Евреи — особенный народ, где бы они ни жили, они всегда стараются помочь нуждающимся. Благотворительность, пожертвование на иврите обозначается словами «трума», «цдака». На джуури слово «содоho» означает: дать денежную помощь малоимущим, многодетным семьям. В былые времена на Кавказе богатые люди выделяли деньги на благотворительность, например, на организацию свадеб своих работников и давали деньги в синагогу. А простые люди могли дать «содоho» нуждающейся в помощи семье во время похорон (сер-суфре).

За 26 лет, что я живу в Израиле, я регулярно выделяю средства из своего скромного бюджета на «труму». Каждый день закидываю несколько монет в специальную коробочку для цдаки, а когда вижу в городе сборщиков пожертвований с религиозными брошюрками в руках, даю им пять шекелей. Со временем у меня дома накопилось столько таких брошюр, что я уже просто передаю просящим деньги и прохожу мимо. Было время, когда просящие трумот регулярно ходили по домам или звонили, но со временем перестали это делать, потому что им просто не открывали.         

По правде говоря, в последнее время я начала сомневаться: а стоит ли вообще подавать просящим деньги? Вот, например, стоит религиозный еврей у перекрестка или рядом с банком, неплохо одетый, молодой, вроде не больной. Так почему же я каждому из них должна подавать трумот? И про себя думаю: а почему вы, ребята, здесь, знойным летом или в дождливую зимнюю погоду, стоите целый день, выклянчивая у прохожих деньги? А не пойти ли вам работать? У вас же многодетные семьи, а на скромное пособие в Израиле не так-то легко прожить.

Мне кажется, что в религиозном обществе совершенно неправильно поставлено трудоустройство молодых людей. Я понимаю, что в большинстве своем они учатся в ешивах или колелях и получают небольшую стипендию, сумма которой едва доходит до прожиточного уровня.

Почему из разных стран мира в нашу страну по миграционным рабочим визам приезжают работать люди в сфере обслуживания: по уходу за пожилыми людьми или в сельском хозяйстве? А своих же израильтян трудоустроить мы не можем. Почему бы не организовать для студентов ешив подработку по сбору урожая, например? Это помогло бы многим из них выйти из нищенского состояния.

Подростки из светских семей во время каникул идут на временную работу в торговые центры или гостиницы, но среди них нет почему-то подростков из религиозных семей. Мало того что они не служат в армии, так еще в большинстве своем и не работают. Я не имею ничего против религиозных евреев, у меня немало друзей и знакомых среди них, с ними мне намного комфортнее общаться, чем со светскими израильтянами. Они отзывчивые, добрые, всегда придут на помощь в нелегкий момент жизни человека. Но я считаю, что их положение относительно рынка труда должно быть изменено.

По всей вероятности, именно евреи стали первопроходцами в создании первой в мире эффективной и разветвленной системы взаимопомощи и благотворительности. Она была создана на основе заповедей Торы: о десятине, о частях урожая, оставляемых в поле для нуждающихся, об обязанности ссужать соплеменникам в долг и т.д. Долгое проживание в галуте существенно поспособствовало развитию и укреплению этих институтов. Непременно в каждой общине существовало множество целевых фондов: для оказания помощи вдовам, сиротам, больным, малоимущим семьям, молодоженам и даже для приема гостей.

На улицах Израиля часто можно встретить сборщиков пожертвований, представляющих какие-то организации, или же просящими подаяние «на себя». В протянутую руку в Израиле подают многие: кто во исполнение религиозного долга, кто из чувства неловкости, а кто и из жалости: считают, что бы там ни было, а от хорошей жизни не побираются.

Как-то знакомая рассказала мне один случай из её жизни: «Вышла в город по делам и по дороге встретила религиозных евреев, просящих трумот. Этому дала, этому дала и этому дала… И так по дороге встретила уже десятого, вот, поэтому у меня в кошельке вечно денег и не остается — всем просящим подаю. Буду теперь каждый раз только одному из них в день трумонить!»

Рассказ другой знакомой: «Еду на автобусе из Афулы в Цфат, на одной остановке заходят четыре подростка в кипах и с пейсами. Проходят мимо шофера и подходят к каждому пассажиру и выпрашивают денег на билет. Первая моя реакция — возмущение, думаю про себя: ребята, вам выходя из дому, родители не дают денег на мелкие расходы? Но сердобольные еврейские женщины, стали скидываться и дали таки им денег на проезд».

Недавно я поехала с группой женщин из нашего города Тверия на илулу рабби Шмуэля Абу-Хацеры в Рамле. Мероприятие проходило в двух залах, в одном собрались женщины, а в другом, главном — мужчины. Мало того, что мы оплатили организатору за участие в вечере. В этот день многим женщинам пришлось пополнить карманы тех молодых верующих ребят, которые поочередно заходили на женскую половину и собирали трумот (возникает вопрос: а можно ли им туда заходить?) А одна женщина, не успели мы сесть за стол, сразу же раздала нам конверты для сбора денег. Так что многие женщины в этот памятный день раскошелились сполна.

Интересен факт, что иногда и школьники запросто могут подойти к любому человеку и попросить денег, некоторые из них подходят с какими-то квитанциями с определенной суммой: 20 или 50 шекелей. Тут вообще начинаешь удивляться, что дети не стесняются и уже с малых лет к этому приспосабливаются.

Недавно ко мне приехала подруга и попросила сопроводить её на святую могилу праведника Меира Баал Нес. Мы зашли со стороны ашкеназской синагоги, где в нижней части расположена его могила. Я вышла раньше и стала ждать её у входа. За полчаса ожидания ко мне подошло семеро человек, просящих трумот. Первым двум женщинам я дала деньги, но когда стали поочередно подходить другие, я стала неловко себя чувствовать. Вроде бы женщины опрятно одеты, совершенно не похожи на нищих, но, не стесняясь, протягивают руку и просят трумот.  

Следует отметить, что трудно найти в Израиле учреждение, магазин, контору или частный дом, где не было бы банки для пожертвований (цдаки). Иногда они вмонтированы в стены или прикручены к столбам в людных местах, например у остановки автобусов. Особенно часто можно встретить эти коробочки у кассы в магазинах и других заведениях, где люди рассчитываются наличными и многие из них готовы, а то и рады избавиться от мелочи, полученной со сдачей. На большинстве копилок есть указания: на какие нужды и в пользу какой организации идут собираемые средства.

Есть еще пара категорий просящих подаяние в Израиле: музыканты, инвалиды (наркоманы, алкоголики), бездомные и иногда пенсионеры. Возникает вопрос: ведь каждый из них получает социальное пособие. И где же «армия» социальных работников, в обязанность которых входит реабилитация таких людей? Они сидят себе в комфортных кабинетах, получают зарплату и не ведают о том, что их подопечным нужна помощь. И не дай бог оказаться на месте этих людей.

Приятно отметить, что израильтяне охотно участвуют в благотворительных проектах: это так по-еврейски и, по сути, удовлетворяет их душевные потребности. Учитывая специфические еврейские традиции благотворительности, еврейское воспитание, отношение общества к благотворительности, мы, израильтяне, привыкли быть отзывчивыми, сердобольными и щедрыми.

 

Похожие статьи