Русскоязычное сообщество, насчитывающее около миллиона в Израиле, остается для израильтян terra incognita, загадочным материком, живущим своей тайной, скрытой от посторонних жизнью. Поэтому израильтяне мало знают о настроениях «русской» общины, да и не очень ими интересуются. А следовало бы поинтересоваться — ведь лидер этого сообщества почти на год парализовал функционирование государственной системы Израиля. О мнениях и спорах, существующих внутри этой общины, можно судить по ее СМИ — большинство «русских» израильтян читает новости в электронных СМИ на русском языке и активно участвует в их обсуждении.
Статьи на новостных сайтах — это только один уровень русскоязычной израильской публицистики, но есть и другой уровень, не менее популярный — комменты и посты пользователей сайтов, содержащие отклики на злободневные происшествия. Конечно, отдельные посты вряд ли можно считать однозначной реакцией «русской улицы» на происходящие в Израиле события, иногда они в большей степени свидетельствуют о том, в какую сторону русскоязычные израильские СМИ хотели бы повернуть эту реакцию. Но в любом случае анализ комментов может дать представление о состоянии русскоязычных СМИ в Израиле.
В данной статье дан обзор опубликованных в русскоязычных израильских СМИ откликов на речь главного сефардского раввина Израиля Ицхака Йосефа, — ту самую речь, в которой рав выражал свою тревогу по поводу того, что «Закон о возвращении» в его новой редакции позволил привезти в еврейское государство «сотни тысяч или десятки тысяч гоев», из которых многие — антисемиты, а «часть — коммунисты, ненавидящие религию».
Для начала стоит упомянуть, что израильские политики, и левые и правые, были очень возмущены этой речью. Депутат Кнессета от блока «Демократический лагерь» Тамар Зандберг призвала Генерального прокурора начать расследование по вопросу о том, занимался ли Йосеф разжиганием ненависти. По ее словам:
«… выходцы из Советского Союза, которые законно репатриировались в Израиль и являются равноправными гражданами, должны быть защищены от ненависти и ненавистнических высказываний, которые могут привести к насилию, — говорится в заявлении Зандберг. — Поэтому я призываю генерального прокурора как можно скорее начать расследование подстрекательских заявлений, сделанных главным раввином Йосефом, чтобы посмотреть, уместно ли человеку, который выражается таким образом, быть общественным деятелем».
Лидер «русской» израильской партии Наш Дом Израиль (НДИ) Авигдор Либерман обратился к юридическому советнику Мандельблиту с требованием начать расследование против р. Ицхака Йосефа. Пресс-служба партии «Наш дом Израиль» приводит следующий комментарий Либермана по поводу заявлений главного раввина Ицхака Йосефа:
«Главный раввин Израиля […] занимается открытым подстрекательством против нашей алии, которая работает, служит в армии, ходит на резервистские сборы, платит налоги и вносит огромный вклад в экономику страны. Главный раввин, который должен быть духовным примером для всего общества, позволяет себе грубые оскорбления в адрес существенной части израильтян. Слова главного раввина невозможно квалифицировать иначе, чем расизм и антисемитизм, и они не могут остаться безнаказанными».
В интерпретации русскоязычного сайта «Детали» речь Ицхака Йосефа выглядела так:
«Главный сефардский раввин Израиля Ицхак Йосеф, который 7 января 2020 года обрушился с обвинениями и проклятьями на миллион с лишним новых репатриантов из бывшего Советского Союза, назвав их «гоями и коммунистами, которые ненавидят религию», и которых привезли в Израиль, чтобы уменьшить политическую силу ультраортодоксальных партий».
Сами опубликованные и растиражированные во всех израильских СМИ фрагменты из речи р. Ицхака Йосефа могли бы засвидетельствовать, что «оскорбления», «обвинения», «проклятия», «ненавистнические высказывания», «подстрекательство» — все это плоды фантазии, метафоры и гиперболы, которые почему-то были использованы не поэтами, а политическими деятелями.
Ничего этого в речи Ицхака Йосефа не было, а была констатация факта: значительное количество репатриантов с постсоветского пространства имеют весьма косвенное отношение к еврейскому народу, так что назвать их приезд в Израиль «возвращением» невозможно даже метафорически, а их идеологические пристрастия к тоталитаризму и к христианству, привезенные из России, в духовном климате Израиля выглядят… ну скажем, непривычно, — но раввин даже и этого слова не сказал, а только отметил, что многие из олим последних лет являются коммунистами (тут он ошибся) или христианами (тут он был прав). Следует заметить также, что эта речь была первой и единственной (пока) реакцией религиозных евреев Израиля на продолжающуюся уже больше восьми месяцев оголтелую антирелигиозную пропаганду НДИ, подхваченную и тиражированную всеми израильскими русскоязычными СМИ.
Как же отреагировали на речь Ицхака Йосефа русскоязычные СМИ, призванные выражать мнение якобы обиженных им репатриантов?
Некоторые русскоязычные израильтяне согласились с точкой зрения р. Ицхака Йосефа. В популярном блоге, который уже много лет ведет «русская» репатриантка Ксения на youtube, она рассказала о своей реакции на высказывания рава Ицхака Йосефа:
«Сначала, когда я услышала об этом заявлении раввина, меня это не тронуло. Я живу вне русскоязычной общины, мои интересы с ее интересами не соприкасаются, поэтому я никак не отнеслась к заявлению раввина. Но затем, услышав, что вокруг этого заявления так много разговоров, я заинтересовалась».
В продолжении своего ролика Ксения заявляет, что обдумав слова р. Ицхака Йосефа, она решила, что он прав, и что среди «русских» олим существует антисемитизм.
Большинство комментаторов на сайте с ней согласились. Некоторые связали речь Ицхака Йосефа с мало известной израильтянам проблемой: разная ментальность разных волн алии.
«Я считаю, что раввин прав на 100%. Ведь, действительно, евреи сейчас практически не приезжают. Там, где я работаю, настоящих евреев из 50-ти человек, ну, максимум 7…… Есть откровенные высказывания, есть более завуалированные. И мы, слушая это, даже не знаем, как себя вести. Недавно, одна сотрудница объявила, что она не видит разницы, между евреями и арабами. И тут я не выдержала и спросила: “А ты-то кто?” — “А у меня еврейские корни…” — “Ой, блин, — заржала я. — А что это такое, ‘еврейские корни’? Как долго их откапывали? Что это за национальность? В мою бытность в Советском Союзе такой национальности, я что-то не припомню”. И да… я ехала в еврейскую страну. Знала куда и для чего я еду. Мы уезжали насовсем. Оставляли все. Платили даже за то, что получили образование. А люди, которые приезжают сейчас, нарывают какие-то корни… Смотрят первый канал, и прочую *уйню. Страдают по Путину….».
«Видать, допекли уже раввина. Честно, пребываю в шоке от того, что порой слышу от наших соотечественников в Израиле. Мои родные почти все уехали в Израиль ещё в эпоху Брежнева. И от репатриантов той волны я такого не слышала… Только от новых, ну или относительно новых… Если честно, думаю, что одна из причин в том, что эта алия не совсем еврейская… Почему у нас не ужесточают закон о возвращении?»
«Все это правда! И что самое интересное — они не уезжают! Живут с ненавистью, из — за куска хлеба. Я таких к сожалению каждый день вижу и слышу».
«Ты права, Ксения, меня это тоже не затронуло, но он [рав Ицхак Йосеф] сказал правду. Русскоязычные ведут себя ужасно. Я тоже считаю себя Израильтянкой. Но сколько я слышу ненависти, антисемитов. Я не знаю зачем они здесь. […] Я думаю, что Израиль должен пересмотреть закон о возвращении. Ты не подумай, что я росистка, нет. Среди неевреев есть нормальные, но мало»
(Стиль и правописание комментов сохранены без правок — Е. Р).
Этот форум на youtube, с его почти однозначным оправданием Ицхака Йосефа, стоит особняком среди русскоязычных израильских СМИ (возможно, потому что сам сайт youtube не является специфически русскоязычным и не проходит цензуру кураторов, придерживающихся позиции НДИ). На других сайтах одобрительные комменты появлялись исключительно редко, но все-таки были.
«Этот рав ответил пропорционально на подстрекательство и разжигание ненависти со стороны Ливера (Либермана — Е. Р.). Ливер начал первый, поэтому он должен получить пальму первенства и первым сесть на скамью подсудимых. Ливерный черносотенцы гаже всех, потому что живут не где-нибудь в Питсбурге или во Франции, а у нас в Израиле. Ходят по израильским улицам, ненавидят евреев и уже открыто вопят: «Гитлер прав». Поэтому Закон о возвращении надо пересмотреть. Ведь евреев становится все больше, в том числе благодаря нашим харедим. Впрочем, светские тоже плодоносные, ше ихью бриим (пусть будут здоровы — Е. Р.) Так зачем нам нужны новые хрензнаеткто, ненавидящие евреев?» («Mnenia»).
«Рав сказал правду, — написал на сайте 9tv один из читателей. — В последние лет 20-ть приезжают 80% гоев, далеких от еврейства. Это угроза для еврейского государства. Это факт. У нас что, уже и правду нельзя сказать?» И затем продолжил: » Рав прав […] все это есть. Да, есть трудолюбивые, порядочные, достойные, но отрицать очевидное? Все это есть — и нелояльность еврейскому государству, и антисемитизм, и неспособность интегрироваться и уважать еврейское государство. Да, закон о возвращении необходимо менять».
«То, что большинство иммигрантов из России — неевреи, это правда. То, что они ничего не знают и знать не хотят о традициях еврейского народа — это тоже правда» (cursorinfo).
«Они не олим, а иммигранты и ведут они себя так, как на родине, где привыкли быть титульной нацией и вынуждать евреев и прочих «чучмеков» жить по своим законам. Вот и в Израиле они пытаются навести свои порядки. К сожалению, это ставит под удар всех выходцев из СССР и, особенно тех нееврейских иммигрантов, которые и не думают никому ничего навязывать, понимают, что они в иммиграции и готовы мириться с особенностями принявшей их страны и приспосабливаться к обычаям принявшего. народа». (9tv)
Но такого рода комменты были очень редки. Гораздо более характерна для русскоязычной израильской прессы опубликованная на сайте mnenia.zahav.ru статья очень популярного на «русской улице» журналиста Марка Галесника. Она называется «Правое дело раввина Абдаллы» и начинается экскурсом в историю государства Израиль:
«После кровавых еврейских погромов 40-х в Багдаде, Каире, Триполи, Алеппо и других мусульманских городах, кому в Израиле пришло бы в голову рассуждать об этнической чистоте сотен тысяч сефардов, столетиями живших в арабской среде? Кто стал бы высчитывать, сколько среди них арабов, надевших кипу и решивших искать счастья в еврейской стране? И багдадский мальчик Абдалла Юсуф утёр слезы, присвоил себе еврейское имя Овадья Йосеф (да, да, тот самый) и начал продвигать заимствованную у сионистов идею равенства. Но не какого-то абстрактного равенства — разговор пошел о равенстве выходцев из полудиких ближневосточных и северо-африканских стран с европейски образованными создателями Еврейского государства, победоносной израильской армии, уникальной медицины, новой литературы, искусства, культуры, архитектуры. Благо стыдливые сионистские власти, взросшие на идеях социализма, не только не противились, но и всячески поощряли интеграцию сефардских хамул в современное израильское общество».
Почему Марк Галесник называет покойного раввина Овадью Йосефа, мудреца, каббалиста, знатока Галахи, создателя сефардских ешив и признанного харизматического лидера восточного еврейства, — «мальчиком»? И почему вдруг он не Овадия, а Абдалла, и не Йосеф, а Юсуф? А затем, что эти имена — арабские эквиваленты еврейских, и чтобы приведены они, чтобы подчеркнуть неевропейское происхождение сефардских раввинов и их связь с арабским миром, — что, судя по развязному тону журналиста, видимо, должно их как-то порочить. Эти «арабские» евреи, как полагает Галесник, эти недоразвитые «мальчики», изначально не имели никакого понятия о равенстве, но моментально его «заимствовали» у более продвинутых европейских евреев, которые по свойственному им благородству приняли сефардов в уже готовом, построенном ими, ашкеназами, государстве с его «победоносной армией, уникальной медициной, новой литературой, искусством, культурой, архитектурой» и т.д. Более того, из какой-то непонятной стыдливости культурные выходцы из Европы всячески поощряли интеграцию отсталых сефардов в современное израильское общество» и даже великодушно признали «равенство выходцев из полудиких ближневосточных и северо-африканских стран с европейски образованными создателями Еврейского государства». Но в следующем поколении эти североафриканские полудикари отплатили своим благодетелям злом за добро. Галесник продолжает:
«А на днях сын переименованного Абдаллы — главный сефардский раввин Израиля Ицхак Йосеф пошел еще дальше отца и потребовал пересмотреть Закон о возвращении и ограничить в правах второсортных евреев из бывшего СССР, угрожающих чистоте еврейской расы. [….] Хорошо продуманная и недвусмысленно сформулированная стратегия религиозных лидеров теперь уже не в том, чтобы добиться для своей паствы равенства с «белым» Израилем, а в том, чтобы окончательно оттеснить от сионистского наследия потомков тех, кто создал и построил успешное современное государство».
То есть, если расшифровать намеки Галесника, неблагодарный восточный еврей, рав Ицхак Йосеф, «небелый» сын упомянутого Абдаллы Юсуфа, добившись равенства с «белыми», то есть ашкеназскими евреями, вместо того, чтобы хранить благодарность за оказанную ему милость, осмеливается теперь объявлять «белых» евреев из бывшего СССР «второсортными» и «ограничить их в правах». Разумеется, все в этом абзаце — наглая ложь. Рав Ицхак Йосеф не разделял евреев по сортам и не призывал ограничивать их в правах. О «чистоте расы» в иудаизме, как известно, речь вообще идти не может, уже хотя бы потому, что существует институт гиюра. Намеки на расизм скорее можно было бы обратить против автора статьи: что такое противопоставление «белого» и «черного» Израиля, на котором построена статья Галесника — если это не расизм, то что это? Но интереснее всего утверждение автора статьи, что рав Ицхак Йосеф, словно новоявленный Эсав, пытается завладеть первородством и «оттеснить от сионистского наследия потомков тех, кто создал и построил успешное современное государство». Наглость этого утверждения может сравниться только с его абсурдностью. При всем уважении к русскоговорящим олим с постсоветского пространства, они не являются потомками тех, кто строил эту страну. Но логика не работает там, где царствует мифология. Вот этот миф, озвученный Галесником, подспудно присутствует (как мы покажем дальше) в израильских русскоязычных СМИ: те, кто здесь родился, — они не настоящие евреи и не имеют подлинных прав на Страну Израиля (в особенности если у них гортанное «аин» и смуглая кожа). Все права на эту страну принадлежат именно «олим» из России, поскольку они ее создали и отстроили, они ее защищают и т.д.
Дальше мы увидим, что статья Галесника представляет собой квинтэссенцию основных мотивов расистской ориенталистской мифологии, которая создалась и культивируется в последнее время в израильских русскоязычных СМИ. Вот, например, подборка самых характерных высказываний репатриантов, опубликованная на русскоязычном сайте «Вести»:
«Какая разница, какому богу молятся репатрианты, если они служат в армии, платят налоги и работают? В отличие от евреев религиозных, то есть, по мнению раввина, «чистокровных», которые сидят, изучая Тору, за наши налоги, не работают и не служат в армии. Что было бы с Израилем, не будь репатриантов? Его уже не существовало бы».
«Те, кто создал эту страну, должны быть благодарны репатриантам, дети которых служат в армии. И нам, которые пашут по 12 часов, чтобы «нахлебники» жили безбедно. На дворе 2020 год, а за 25 лет нашей алии ничего не изменилось. Дремучесть процветает, система загнивает. И кто называет нас гоями? Те, кто сжигает израильский флаг, кто не хочет служить в армии и защищать свою Родину, — они евреи? Из каких стран они приехали? И если мы — «коммунисты», потому что приехали из бывшей коммунистической страны, значит, они — исламисты, потому что приехали из исламских стран? Ну если следовать их логике…»
«Репатрианты таки ходят в церкви и детей крестят. И выясняют, в какой церкви это стоит дешевле, все правда».
«Да, все правильно — в церкви ходят, кресты демонстративно вешают на шею. Есть такое, и довольно часто. И хватит это скрывать и возмущаться!».
На популярных сайтах mnenia.zahav.ru, cursorinfo.co.il, mignews.com, 9tv.co.il реакции (не подобранные специально, как в предыдущем случае, а просто помещенные вслед за новостями) — были еще более жесткими. Подавляющее большинство комментаторов не только не согласились с мнением раввина, но и подвергли сомнению сам его статус:
«И вот такой идиот зовется духовным лидером», «Раскольник и подстрекатель», «Какой он раввин, стам хатихат маньяк» («просто кусок негодяя», ивр. — Е. Р.).
История Наамы Иссахар, обсуждавшаяся в Израиле параллельно с высказываниями р. Ицхака Йосефа, вызвала у русскоязычных комментаторов очень мало сочувствия, потому что бедная Наама, как и рав Ицхак Йосеф, принадлежит к марокканской общине.
«Одна марокканская наркоманка, а сколько болтовни», «Чурка марокканская — героиня Израиля? Стыдно вам, евреи».
Поэтому когда бывший главный сефардский раввин Шломо Амар обратился к Путину с просьбой помиловать Нааму Иссахар, у многих русских комментаторов это вызвало раздражение именно потому, что и р. Шломо Амар, и семья Иссахар — по происхождению из Марокко.
«После высказывания главного мароккайского раввина о русских гоях, у этих козлов ещё хватает наглости обращать к президенту России?? Пускай Наама посидит — если в Израиле политики импотенты, то пускай хоть Путин покажет мароккаям кто такие русские». (Напомню, что отец р. Ицхака Йосефа — выходец из Ирака — Е. Р.).
Комментаторы русскоязычных новостных сайтов вообще склонны к глобальным обобщениям. Такова, например, интерпретация высказываний р. Йосефа как призыв к «высылке всех русскоговорящих» (чего рав Йосеф не говорил). Почти все комментарии на новостных сайтах мгновенно переходят от осуждения самого р. Йосефа Ицхака к рассуждениям о его общине:
«Вчера под наркотиками был? Как вся их секта наркоманов». «Марокканцы в юном возрасте курят наргилу и анашу, занимаются вандализмом и воровством […] в основном репатрианты из России-то и работают» (9 tv).
Любой представитель восточной общины, будь то продавец фалафеля, профессор или генерал Цахала, автоматически подозревается в тупости, отсталости и кумовстве.
«Мне смешно. Марокканский лавочник, продвинувшийся по служебной лестнице благодаря кумовству и этнической составляющей, военный профессионал? Подобный бред, может написать лишь человек, никогда не служивший в Цахале. Да там без связей, выше майора не прыгнуть» (Mignews).
«Вы знаете, кто в основном косит от службы в армии? Кто стоит в очереди к кабанам (армейским психологам) и постоянно морочит им голову, выклянчивая различные послабления (фторы)? Я вам скажу, как служивший в военной полиции и повидавший подобное еврейство в стенах тюрьмы. Большая часть различных уклонистов, это восточные «евреи», как соблюдающие традиции, так и не очень, но Цахал разумеется, никогда не опубликует подобную статистику». (9 tv).
Очень часто в комментах повторяются утверждения об интеллектуальной неполноценности р. Ицхака Йосефа, а заодно и всей его общины, это «толпы малообразованных сефардов».
«Пусть меньше безграмотного восточного быдла станет в правительстве и министерствах. И воздух чище станет (я в смысле экологии, если что)))».
«Этот «главный раввин» таблицу умножения знает? Вряд ли. Так, о чем с ним может быть разговор».
«А ну как случись у уважаемого рава скажем геморрой. Куда он понесет свою жопу? А понесет он свою жопу и поскачет к русским, к тем самым гоям-«коммунистам», потому как среди его паствы таких эскулапов нет» (9 tv).
Развивая идею об исконном интеллектуальном неравенстве между «черными» сефардами и «белыми» ашкеназами, которую мы уже видели у Марка Галесника, многие русскоязычные комментаторы изображают общину р. Йосефа как чрезвычайно отсталую, находящуюся где-то на границе между человеком и животным или уже за этой границей:
«глава партии североафриканских папуасов», «бибины ШАСные мотеки австралопитеки», «толпа малообразованных сефардов», «дикие африканские мигранты».
Вот текст на иврите русскими буквами, как бы обращение к еврею из восточной общины:
«Хая тов ба бэмароко … тифтах та-пэ — банана нофэль. Ло царих лаавод. ма ата осэ по, ма?» (Было хорошо в Марокко… Открой рот — банан падает. Не надо работать… Так что ты тут делаешь, что?)
А вот как было представлено на сайте 9tv обсуждение скандала, устроенного в прямом эфире Либерманом, который заявил Мири Регев, что не пожелает ей хорошей недели, поскольку желает хорошей недели только людям. Комментаторы разразились ликующими провокативными постами:
«Браво Либерман! […] Наконец появился ашкеназский лидер, израильский Тремп, который умеет дать сочного подсрачника зарвавшейся африканской хабалке и отправить ее обратно на пальму! У нас есть самоуважение и достоинство! Мы не пресмыкаемся перед эмигрантами из Африки, и не намерены терпеть их хамство безмолвно!»(Напомню, что в реальности Мири Регев не успела сказать с Либерманом двух слов — Е. Р.). «На хамство мароккани, только что спустившейся с пальмы, поломавши хвост, надо отвечать жестко. Если с дикарями из Африки сюсюкать, то они на голову залезут и нагадят». […] «Кто-то же должен африканскую арсоту под лавку загонять, чтобы не превратили Израиль в Марокко. В Цаале мы это умеем делать шустро. Берём обезьяну — и на нары. Помните суд над арсом Азарией — весело и непринуждённо офицеры послали на кичу под беспомощные вопли арсоты и совкоты» (9tv).
Тех, кто хотел бы объяснить подобные невероятные высказывания гневом, вызванным высказываниями р. Йосефа, я должна разочаровать. За многие месяцы до того, как сначала Арье Дери, а затем рав Йосеф впервые попытались наконец выразить свою обеспокоенность ситуацией, сайт 9tv уже публиковал подобные тексты. Другой вариант уничижительного третирования евреев восточных общин (с точки зрения комментаторов) — идентификация их не с евреями, а с арабами, знакомый нам по статье Марка Галесника:
«Подавляющее большинство этих пуштаков — марокатые… Есть исследования, согласно которым это мавры, принявшие юдаизм» (Mignews).
«Что там главный ребе арабский сказал?»
«А этот, который якобы Иосеф, он сын араба и арабки из Багдада. И обратного ты мне не докажешь?.
«Дожили. Арабы — раввины? Их место в Газе» (9 tv).
Сам факт причисления сефардов к еврейскому народу, как и само наличие восточных евреев в Израиле, воспринимается комментаторами как ошибка, как исторический нонсенс:
«Израиль перестал быть самим собой, когда привез всех этих чумазых из Африки».
«То, что я выскажу сейчас, не является секретом и перепроверить мои слова можно будет прочитав выдержки из биографических мемуаров наших пионеров-строителей государства Израиль, Голды Меир и Давида Бен Гуриона. Может кому то покажется странным, но наши отцы-строители эту публику в расписных азиатских халатах за евреев не принимали» (Mnenia) (когда я попросила автора этого коммента дать ссылку на соответствующие страницы биографических мемуаров «пионеров-строителей», ответом были грубые ругательства — Е. Р).
«Герцль переворачивается в гробу, наблюдая как в Израиле правят хамиты мизрахим [восточные евреи], которых ошибочно приняли в Израиле за евреев из-за их иудейской веры. По Торе еврей по рождению, а не по вере. Лучше русских сделать евреями». (9tv)
«Эта восточнохалатная публика всегда была противником сионистов и сионизма, с их неприятием современной европейской цивилизации. Это другой мир». (Mnenia)
«Евреев уже почти нет, в Израиле евреи ассимилируются с хамитами мизрахим. Большинство евреев ашкеназов старожилов обмизрахились. Одно спасение [для израильтян] — это смешаться с русскими и дать новое течение еврейскому народу. […]. А раввина Йосефа как гоя хамита нужно лишить гражданства и выслать обратно. Иудеем по вероисповеданию может оказаться и нееврей. Почти вся его братва такая, чёрное это не белое». (9tv)
В таком контексте политические предпочтения комментаторов тоже приобретают расистский оттенок:
«Шас белых ненавидит […] Шас — это черная расистская партия мигрантов из Африки. Так же как черные в ЮАР мстят за апартеид, так черный Шас мстит ащкеназам» (9tv).
Утверждения о расовой неполноценности евреев восточных общин часто сопровождается указанием на близость партии ШАС к Ликуду.
«У Ликуда потихоньку пигментация [цвет кожи] меняется — из северной, европейской и англо-саксонской, в южную, арабо-африканскую» (9tv).
Особенно часто затрагивает эту тему комментатор 9tv под ником:פטיש-קומקום:
«мерзопакостный чахчаховский ликуд-ШАСный», «Ешивные паразиты — это маргинальная часть, чахчаховско-ликудно-ШАСный зэвель. А вовсе не народ Израиля. Поэтому чахчаховско-ликудно-ШАСная гнусь и пролетела», «А я давно заметил что дегенераты за чахчаховский ликуд-ШАСных», «Базарить — к мароккаям на шук. Они тоже за чахчаховский ликуд-ШАСных» и т.п. (9tv).
После такого интенсивного промывания мозгов неудивительно, что находится «русский» репатриант, который приходит к выводу:
«Нет, Израиль — это наша страна! А черножопый «главный сефардский раввин», вместе с его единоверцами, пусть поскорее вернется в Африку, скачет по деревьям и спаривается с обезьянами. Ему нет места в стране, создание и существование которой он и его единоверцы даже не признают, что не мешает им жить на наши деньги! Власти «ультраотбросов» в Израиле не будет. А все «раввины», не согласные с политикой нашего государства, его законами. пусть убираются в пустыню и там за свой счет существуют «в ожидании машиаха», не пользуясь нашими ‘достижениями и нашими деньгами. В завершение для всех, кто еще не понял, память о предках, культурным наследием нашего народа, не имеет ничего общего с тупым и циничным молением, за которым прикрываются «особо чистокровные», наживаясь на вере».
Возражения подобным комментам очень редки — такое впечатление, что большинство посетителей сайтов с ними согласны.
Подводя итоги, невозможно не признать, что абсолютное большинство авторов статей и комментариев на русских израильских сайтах, обвиняя р. Йосефа в расизме, проявляют тот самый расизм и шовинизм, которого как раз не было в выступлении р. Йосефа. Причем авторы статей, столь горячо воюющие с «расизмом» р. Ицхака Йосефа, никак не реагируют на вопиющий расизм комментариев к их собственным статьям. Видимо, это именно тот самый эффект, которого они добиваются.
Анализ политических, социальных и психологических причин приведенных здесь печальных свидетельств — дело будущего, но игнорировать их невозможно. Смешно и грустно читать политических комментаторов, которые объясняют абсурдное поведение Либермана психологическими факторами, загадочной ссорой с Арье Дери, Эдиповым комплексом, «личным кризисом в отношениях между Либерманом и Нетаниягу» (Шломо Пиотрковский, Правые забыли, что значит остаться в оппозиции, Макор Ришон, Деот, 17.2.2020). Авторы подобных комментариев почему-то не задумываются, что за человека, потерпевшего этот «кризис», кто-то голосует. Кто? Те самые люди, которые пишут приведенные выше комменты и ставят им «лайки». Все это — лишь верхушка айсберга, и даже эта верхушка скрыта от подавляющего большинства израильтян.
Конечно, следует отличать спонтанные реакции усталых и раздраженных людей, мало знающих о том новом мире, в котором они оказались, от хорошо оплачиваемых и тщательно продуманных диверсий профессиональных провокаторов. Следует также учесть, что культурные и интеллигентные «русские», знающие иврит и английский, почти не принимают участия в дискуссиях на форумах русскоязычных израильских СМИ, считая это ниже своего достоинства, и вообще стараются посещать новостные сайты на других языках. Однако 49.2% репатриантов, приехавших в Израиль в середине 90-х годов и позже, не умеют читать на иврите, 30% плохо говорят и не понимают сложный иврит — так что единственный оставшийся для них источник информации — русскоязычные электронные СМИ. Никаких других СМИ на русском языке (кроме мало посещаемого сайта Israelinfo) в Израиле нет. Когда-то в Израиле были печатные газеты и журналы на русском языке высокого уровня, там работали талантливые профессиональные журналисты. Но они не выдержали конкуренции с Интернетом. А оставшаяся на плаву электронная русскоязычная пресса, финансируемая определенными политическими кругами в самом Израиле и вне его, уже давно ведет ядовитую пропаганду против различных общин Израиля, и прежде всего против восточных. Пользуясь своим эксклюзивным положением, русскоязычные СМИ зомбируют «русских» репатриантов, сея ненависть, презрение и недоверие ко всем, кто не похож на них. Политическая корректность на этих сайтах не существует. В Израиле есть законы, запрещающие разжигание ненависти к различным общинам, но в русскоязычных СМИ они не соблюдаются. Здесь нет никакого контроля, никаких сдерживающих моментов, никакой модерации.
Особенно ярким расистским содержанием отличаются сайты Mnenia и 9tv. Эти сайты без всякого преувеличения пропагандируют среди русскоязычных репатриантов расовую нетерпимость, шовинизм и ксенофобию. Интересная подробность: оба эти сайта транслируются из России. Вероятно, те, кто финансирует эти издания в Москве, каким-то образом заинтересованы в разжигании межобщинной ненависти в Израиле.
Кроме политических новостей, окруженных ворохом злобных комментов, на русскоязычных израильских сайтах почти ничего нет. Почти не бывает сообщений о новых книгах и театральных постановках на иврите, об интересных фильмах, об истории израильских городов и поселков, о еврейской истории вообще. Никогда не бывает материалов о философских и психологических аспектах сложной идентичности, да и вообще о психологии. Иудаизм превратился в объект насмешек и отвратительного богохульства (этому явлению я хочу посвятить отдельную статью). Еще раз напоминаю, что эти сайты — почти единственный источник информации о государстве Израиль для большого количества его новых граждан…
Вместо того, чтобы «защищать» «русских» репатриантов от р. Ицхака Йосефа при помощи громких фраз, лишенных всякой связи с реальностью, настало время сказать горькую правду: государство Израиль провалило духовную и культурную абсорбцию репатриантов из России и Украины. Вот почему мы пришли сейчас к таким диким проявлениям ксенофобии и шовинизма в их среде. Невозможно взять людей, действительно далеких от еврейских проблем, переживших шок во время мгновенного распада империи, настрадавшихся от нищеты и потери нравственных ориентиров во время «перестройки» — привезти их в такую сложную в культурном и религиозном отношении страну, как Израиль, и оставить в полном духовном и культурном вакууме, без всякой помощи, без всякой попытки помочь разобраться в ситуации и почувствовать себя в Израиле среди своих, а не среди чужих.
Что же удивляться, что «русское» сообщество становится легкой добычей для политических авантюристов, любой ценой вербующих себе электорат. Авантюристы появляются и исчезают, но состряпанный ими страшный Голем ненависти и ксенофобии теперь уже никуда не денется. Ситуация чревата национальной катастрофой, но знаков на стене никто не замечает…