| Шуки Фридман
Шуки Фридман

План Трампа и ложь об «апартеиде»

Как известно, ставший притчей во языцех позорный режим апартеида был введен в Южно-Африканском Союзе (будущая ЮАР) в 1948 году. За несколько десятилетий в рамках режима апартеида была принята серия расовых законов, установивших расовую сегрегацию практически на всех мыслимых уровнях: раздельные сидения в общественных учреждениях и на транспорте, раздельные пляжи, даже раздельные системы права для белых, черных и цветных.

Ничего подобного нет ни в Израиле, ни на контролируемых им территориях Иудеи и Самарии. Конечно, в силу исторических причин, правовая система в Иудее и Самарии отличается от той, что существует на основной территории Израиля. В ряде случаев законодательство ограничивает и даже ущемляет права палестинцев. Тем не менее проводить прямые аналогии с южноафриканским апартеидом оснований нет. В большинстве случаев Иудея и Самария подчиняются международному праву, а также военному законодательству, которое принимает нормы израильского права.

Ни одна правовая норма, действующая в Иудее и Самарии, не предусматривает какой-либо явной дискриминации между израильтянами и палестинцами по признаку их этнической принадлежности.

Правда, время от времени права палестинцев, проживающих на этих территориях, нарушаются, но эти нарушения всегда соразмерны, связаны с требованиями безопасности и находятся под контролем Верховного суда справедливости Израиля (БАГАЦ).

«Сделка века», разработанная администрацией Трампа, предлагает палестинцам создать государство на большей части территории Иудеи и Самарии, в котором они могут не иметь полного контроля над границами, но, тем не менее, они будут иметь четкие границы, в рамках которых им будут предоставлены полные права суверенной нации.

Несмотря на это, палестинцы и противники плана Трампа на Западе и в Израиле поспешили заклеймить его как «пример современного апартеида». Они утверждают, что будущее палестинское государство, согласно плану Трампа, станет проявлением дискриминации против палестинцев, потому что территория их государства не будет распространяться на всю территорию Палестины и потому, что план преследует цель поддержания безопасности Израиля.

Такая позиция не просто лжива — она по сути своей абсурдна. После того, как палестинцы, наконец, возьмут на себя ответственность за свою судьбу и осуществят свои права на территории, обещанной им планом Трампа, они получат полные законные права, которые суверенное государство может предоставить своим гражданам, и есть надежда, что принятая ими конституция также сможет стать образцовым документом, защищающим права человека.

Израиль уже не будет иметь над палестинцами власти, и поэтому нет смысла заявлять, что над палестинцами будет установлен какой-то внешний режим, а уж тем более режим апартеида.

Исраэль а-йом, перевод Ильи Амигуда

Похожие статьи