| Юрий Бочаров
Юрий Бочаров

Русские или арабы, или Кто решит вопрос коалиции

За неделю до третьих досрочных выборов в Кнессет, вся политическая система Израиля, все еще находится в тупике. Противостояние левых и правых блоков уперлось в непробиваемую стенку непонимания, а, точнее, нежелания избирателей менять свое мнение. Народ, а, точнее, избиратель, уставший за год от всех политических дебатов и сомнительных трюков, которыми так славится израильская политическая система, отказываясь менять свое мнение, на противоположное, тем самым заморозил весь политический процесс. В результате все опросы общественного мнения показывают практически единую статистическую картину, ведущую в политический тупик.

Несмотря на дискуссию — сначала по поводу иммунитета премьер-министра, а потом и суда над ним, несмотря на «сделку века» и возвращение Наамы Иссахар из России, ситуация в опросах не меняется. «Кахоль Лаван» немного опережает «Ликуд», блок «только не Биби» немного опережает блок «только Биби» (при условии, что Объединенный арабский список относится к первым), над всеми ними парит НДИ, по поводу которой прогноз также статичен. При этом оба блока находятся на расстоянии четырех-пяти мандатов от заветного числа 61.

И если ключ от формирования узкой право-религиозной коалиции так или иначе находится в руках лидера НДИ Авигдора Либермана, то у левоцентристов в этом качестве бесспорно выступает Объединённый арабский список (ОАС). При этом, согласно все тем же опросам, большинство израильтян выступают против создания узкого правительства во главе с Бени Ганцем при поддержке арабского списка извне коалиции. Согласно опросу, проведенному по заказу 12 канала, против этого высказались 56% респондентов, лишь 25% поддержали эту идею и 19% не высказали определенного мнения.

Естественно, что Ликуд сделал этот «кейс» чуть ли ни основой своей агитации против Бени Ганца. Вообще оба блока практически не говорят о своих планах на будущее, не особенно рассказывают о своем видении будущего правительство, а главное, — о его программе действий, хотя бы на перспективу одной каденции. В основном оба лидера противоборствующих блоков, как мантру, в той или иной степени повторяют все одни и те же лозунги. Биньямин Нетаньяху при любом удобном случаи говорит, что Бени Ганц ничего не сможет сделать без поддержки арабского списка, а Бени Ганц утруждает, что после начала слушанья в суде у Нетаньяху вообще не будет времени и сил на руководство страной, так как он будет вынужден отбиваться от предъявленных ему обвинений.

И хотя Бени Ганц в своем предвыборном интервью однозначно заявил, что Объединенный арабский список не станет частью его правительства, и утверждал, что «Кахоль Лаван» не нуждается в поддержке арабов, чтобы сформировать кабинет. Естественно, что «Ликуд» заявляет, что «Ганц лжет, у него нет правительства без поддержки арабов».

А в свете последних заявлений лидера НДИ, который теперь в основном говорит о «либеральном» правительстве, не особо поясняя, что это может значить, всех интересовало, есть ли у «Кахоль Лаван» какие-то договоренности с Либерманом. Ганц заявил, что никаких договоренностей нет, но во время коалиционных переговоров с НДИ перед роспуском кнессета они достигли полного согласия по всем вопросам взаимоотношений религии и государства.

Либерман же, намекая на возможность коалиции с левоцентристами, заявляет, что не войдет в правительство, опирающееся на поддержку арабских партий, и отрицает договоренности с «Кахоль Лаван» по вопросам религии и государства в самой грубой форме, заявляя: «Ганц лжет». При этом Либерман заявляет, что «эпоха Нетаньяху кончилась» и уверяет, что харедим, Беннет и Шакед спят и видят, как бы избавиться от Биби.

На фоне этой полемики Объединённый арабский список в принципе хранит молчание, оставляя за собой последнее слово в вопросе о поддержке правительства Бени Ганца. Лидер арабского списка Айман Удэ заявил, что ждет от Бени Ганца слов, которые позволят арабам поддержать правительство во главе с «Кахоль-Лаван». В то же время Ахмед Тиби не исключает поддержки «Кахоль-Лаван» снаружи.

Согласно последнему опросу у «Кахоль-Лаван» и блока «Авода-Мерец» будет всего 44 мандата, а вместе с НДИ — 51. Объединённый арабский список может рассчитывать на 13 мандатов, но по внутренним оценкам в арабском секторе это число может возрасти до 16. У право-религиозного лагеря есть не более 56 мандатов. В итоге без поддержки арабского списка у Бени Ганца нет даже шанса начать первым формирование коалиции.

И если все же «Кахоль-Лаван» сможет сформировать узкое правительство с левым блоком и НДИ, при голосовании о вотуме доверия в Кнессете арабским депутатам уже недостаточно будет просто воздержаться, а нужна будет хоть какая-то поддержка, хотя бы части блока, чтобы Ганц стал премьер-министром. И только тогда Бени Ганцу останется дождаться суда над Нетаньяху и предпринять попытку создания широкого правительства после его ухода. И здесь тоже возникает проблема, ведь при создании широкого правительства ему уже не будут нужны арабские голоса, и они это хорошо понимают, поэтому попросят все наперед. При этом вряд ли Либерман будет сидеть в правительстве, которое создано благодаря арабским голосам, и у правительства есть «долг» перед ними, так что тупиковость ситуации сохраняется.

В интервью радиостанции «Решет Бет» лидер арабского списка Айман Удэ сказал, что предпочитает четвертые выборы, чтобы побороть расизм в двух больших партиях. При этом в категорию расистов у Аймана Удэ попадает любой политик, говорящий о «еврейском большинстве» в этой стране. «Каждый, кто поддерживает это понятие — расист. Мы проголосуем против односторонней аннексии — это расизм. Мы хотим побороть само понятие еврейского большинства», — заявил Удэ.

Ахмед Тиби (ОАС) выразил оптимизм по поводу результатов опросов в арабском секторе, обещающих «единому списку» 16 мандатов. Он сказал, что на этих выборах ожидает явку более 65% (в отличие от 59% на прошлых). По его мнению, успех «Единого списка» на мартовских выборах будет обусловлен разочарованием в сионистских партиях, за которые раньше в арабском секторе отдавали несколько десятков тысяч голосов. При этом, как показывает часть опросов, арабский список готовы также поддержать и некоторые бывшие сторонники партии «Мерец», не только арабы, но и евреи.

Тиби не ответил на вопрос о поддержке правительства, в которое войдет Авигдор Либерман, заметив лишь однозначно, что в такое правительство не войдет. «Я хочу, чтобы 16 мандатов, которые я получу, витали над следующим Кнессетом. Я хочу, чтобы это историческое достижение принесло политические плоды. Поэтому не важно, что говорят Биби и Ганц, важно, что скажет арабское общество. Без арабского списка и его достижений правительство не будет создано». Ахмед Тиби пояснил, что главным экзаменом для «Кахоль-Лаван» станут переговоры с ОАС, которые будут вестись, хотя арабский блок не войдет в правительство. «Это приведет арабское общество в центр политической дискуссии».

Вполне возможно, что в арабском секторе созрело понимание, что нет смысла бороться за свои права путем камней и интифад, а можно «мирным» путем войти во власть и начать решать свои проблемы. Естественно, что если в итоге ОАС наберет 16 мандатов, то с ним будут не только считаться, но явно будут учитывать его требования и пожелания практически при любом политическом раскладе.
При этом «русская» улица тоже обладает потенциалом в 16 мандатов, но, как показали прошедшие выборы, она очень сильно расслоилась. Практически все ведущие партии — «Ликуд», «Кахоль Лаван» и, естественно, НДИ имеют от 3,5 до 4,5 «русских» мандатов. Остальные голоса рассосались по всем остальным партиям — от ШАС до «Мерец». При этом как показывают все те же опросы, ни у одной партии нет никаких шансов переманить к себе «русских» в объёме один, два или уж тем более в три мандата. Однако «русская» улица, сильно абсорбировавшись и став практически «израильской», тем не менее может сыграть свою роль в нынешнем противостоянии двух блоков, дав каждому из них еще дополнительно один или два мандата, что естественно может перевесить всю политическую картину при итоговом подсчете голосов.

Так что вопрос о том, кто завтра будет определять политическую картину Израиля, — русские или арабы — остаётся открытым до 2-го марта. Хотя, как показывают политические реалии израильской жизни, при любом «благоприятном» для каждой из этих общин раскладе, они вряд ли получат, что-либо существенное от политического пирога, который , как обычно, съедят другие, более опытные и беспринципные, как слева , так и справа.

Похожие статьи