В эксклюзивном интервью STMEGI.com президент Института Восточного партнерства (Иерусалим), политолог Авраам Шмулевич рассказал об итогах выборов в кнессет .
— С какими надеждами израильский народ пошел на выборы?
— Это были третьи выборы подряд. И израильский народ пошел на выборы с надеждой, что не будет четвертых выборов. Политики не смогли договориться о создании коалиции. Поэтому прозошел такой беспрецедентный случай в истории страны. Система в Израиле такая: если представитель партии, которая набирает наибольшее число голосов, получает от президента мандат на формирование правительства, то в таком случае он должен это сделать в определенный срок. Если это не удается, то президент передает мандат другому политику. Есть определенное время, и если за отведенное время политики не договорятся, то проводятся новые выборы. Только если какая-то партия побеждает на выборах и получает больше 60 мест из 120, то коалицию не нужно формировать. Главная интрига состоит в том, будут ли четвёртые выборы. Еще на повестке дня стоят вопрос касательно плана Трампа по урегулированию палестино-израильского конфликта. И, во-вторых, проблема Ирана, угрозы со стороны Тегерана уничтожить Израиль, война в Сирии. Экономическая ситуация в Израиле относительно нормальная, несмотря на мировой кризис.
— СМИ сообщили о высокой явке, а правоцентристская партия «Ликуд», лидером которой является действующий премьер-министр страны Биньямин Нетаньяху, судя по всему, побеждает на выборах. Чем вы можете объяснить причину высокой явки и победу Нетаньяху?
— Нетаньяху проводит очень успешную внешнюю и внутреннюю политику, сбалансированный экономический курс. Кроме того, поддержка Нетаньяху сильно возросла по сравнению с прошлыми выборами. Это вотум недоверия со стороны израильских граждан прокуратуре. Против Нетаньяху было возбуждено несколько уголовных дел по обвинению в коррупции, и очень многие граждане Израиля (и я в том числе) считаем, что эти дела были сфабрикованы прокуратурой, что они высосаны из пальца. В обвинениях не обнаружено состава преступления, они оказались политически мотивированными. Некоторые в Израиле поговаривают даже о прокурорском путче. Это обратная сторона независимости судебной системы. Любое явление имеет и хорошую, и плохую стороны. В Израиле, в отличие от многих других стран, прокуратура независима от государства. Это имеет и обратную сторону. Судьи и прокуроры независимы также и от народа. Они превращаются в касту в себе, которая сама себя назначает, сама себя контролирует. Никто не может что-либо сказать или указать. С одной стороны, это хорошо, с другой, судьи могут действовать, как они хотят, исходя из своих политических предпочтений. Считается, что прокуроры и судьи поддерживают противников Нетаньяху. Многие считают, что необходимо принять какие-то меры, чтобы ограничить произвол прокуратуры и судей. Были дела, которые возбуждались против неугодных политиков. Если даже эти обвинения в суде рассыпались, политик в этом случае должен уходить в отставку. В частности, было возбуждено несколько уголовных дел против министров юстиции, которые хотели реформировать систему. Очень многие в Израиле не верят в обвинения против Нетаньяху. Это протестное голосование в первую очередь направлено против произвола суда.
Кроме того, у нас сравнительно благополучная экономическая ситуация, и есть надежда, что Нетаньяху сможет урегулировать конфликт с арабами. Его контакты с руководителями многих мусульманских стран внушают избирателям веру в это.
— На ваш взгляд, после выборов удастся наконец-то сформировать правительство?
— С одной стороны, Нетаньяху победил. С другой — это пиррова победа, потому что ему не удалось набрать достаточное количество голосов, чтобы силами только «Ликуда» и союзных ему партий сформировать правительство. Правый лагерь, по последним данным, получил 58 мандатов, левый — 55, НДИ — 7. Мы снова получаем ситуацию, аналогичную той, которая складывалась по итогам двух предыдущих выборов, когда главный оппозиционный блок и Нетаньяху не смогли договориться о создании правительства национального единства, а Нетаньяху не смог договориться с Либерманом. Кроме того, для Нетаньяху есть еще одна опасность. Сейчас оппозиция инициирует закон, согласно которому премьер-министр, который находится под следствием по обвинению во взяточничестве, должен уйти в отставку. Это то, в чем обвиняют Нетаньяху, хотя многие относятся к инициированному против премьер-министра делу скептически.Если закон будет принят, Нетаньяху должен буде подать в отставку. Непонятно, правда, сможет ли оппозиция провести этот закон. Практически ключ от будущей политической системы Израиля находится в руках Либермана. Если Либерман присоединится к Нетаньяху, то можно будет сформировать правительство. В случае, если Либерман поддержит инициируемый оппозицией закон, Нетаньяху уйдет в отставку. Но есть вероятность того, что партия «Ликуд» может переманить на свою сторону несколько депутатов от оппозиции. Главный оппозиционный блок, «Кахоль-Лаван», является коалицией трёх партий. Лидер каждой из партий имеет свои амбиции, но не исключено, что такая разнородная структура развалится и какая-то ее часть перейдет на сторону Нетаньяху. Пока все варианты открыты.
Вполне возможно, нас ждут четвертые выборы. И неясна судьба Нетаньяху, в случае, если этот закон будет принят. Небольшие шансы на это сохраняются, и тогда мы получим другую политическую конфигурацию. Кто-то должен будет возглавить «Ликуд». Там будет внутрипартийная борьба и встанет вопрос о формировании коалиции. Пока ситуация неопределённая.