Новая роль Объединенного списка

На прошедших 2 марта выборах за «Объединенный  список», состоящий из партий Хадаш, Раам, Тааль и Балад, проголосовало 581,540 избирателей, что принесло списку 15 мандатов. Это рекордный показатель для арабских партий в израильской политической истории. Для сравнения, на сентябрьских выборах 2019 года за Объединенный список проголосовали 470,211 избирателей, а на апрельских выборах того же года, когда отдельно шли два блока, «Хадаш» вместе с «Тааль», и «Раам» вместе с «Балад», за оба списка проголосовало 337,108 избирателей.

Налицо явный прогресс в показателях, и на этот раз, учитывая патовую ситуацию, в которой снова оказалась израильская политика, 15 мандатов «Объединенного списка» могут сыграть решающую роль в выходе из затяжного кризиса власти. Можно с определенной долей уверенности сказать, что после решения этого кризиса уже невозможно будет представить израильское политическое поле без депутатов «Объединенного списка» .

Арабское общество и его представители в Кнессете пришли к вполне логичному выводу — чем сильнее будет представительство арабского сектора в коридорах законодательной власти, тем больше шансов будет у его представителей добиться понимания у властных структур по ряду важнейших вопросов для арабской общественности в Израиле. А со временем, когда израильское коллективное народное сознание привыкнет к мысли о том, что представители арабской общественности являются легитимными партнерами на политической арене, они и сами войдут в ряды власть предержащих.

В данный политический момент имеется существенное отличие от предыдущих витков выборов. На этот раз, судя по всем признакам, Бени Ганц не намерен упустить имеющуюся у него политическую возможность сменить на посту премьер-министра Биньямина Нетаниягу. Для этого ему требуется сотрудничество с «Объединенным списком», даже не обязательно с его полным составом, ведь в принципе и без традиционно отвергающего всякое такого рода сотрудничество Балада будет возможно добиться от президента мандата на формирование правительства, а позже и использовать шанс на формирование правительства меньшинства.

Да, с большой долей уверенности можно предположить, что «Объединенный список» не войдет в это правительство. Но за поддержку извне шагов Ганца они потребуют продвижения важных для арабских депутатов пунктов, таких как отмена закона об еврейском национальном характере государства, отмена закона Каминица, касающегося незаконного строительства (эта тема чрезвычайно важна для арабского населения страны, и в ней, как в капле воды, отражается многолетняя дискриминация арабского сектора в вопросе разрешений на строительство, что явилось значительным фактором в распостранении незаконного строительства в арабских городах и селах), увеличение  бюджетных вливаний на нужды арабского сектора, и более жесткая борьба правоохранительных органов против случаев насилия в арабском секторе. Говорится и об обязательстве со стороны Ганца не продвигать нынешний вариант «сделки века» Трампа, особенно в аспекте аннексии и распостранения израильского суверенитета в Иудее и Самарии. По некоторым из этих вопросов точно будет найдено понимание между «Кахоль Лаван» и «Объединенным списком», если эти партии договорятся о сотрудничестве.

С другой стороны, Нетаниягу также посылает своих посланцев к депутатам Списка и делает им предложения взамен за то, что они не будут поддерживать намерения Ганца.  Параллельно тот же самый Нетаниягу начал компанию делигитимации арабских депутатов, пиком которой, по крайней мере на данный момент, явилась продемонстрированная Биби на встрече с руководителями партий его блока формула «правые сионисты — 58, левые сионисты — 47». На основании этого подсчета Нетаниягу сделал вывод о том, что именно его народ хочет видеть премьер-министром, т.е. голоса, отданные за «Объединенный список» вообще не учитываются им в аспекте выборов премьер-министра. Двадцати процентам граждан страны попросту отказано в возможности повлиять на личность будущего премьер-министра этой страны.

Примечательно отметить, что перед последними выборами Нетаниягу уже не давил со всех сил на одну из своих излюбленных в прошлом электоральных кнопок. Он не призывал народ выйти голосовать за него по причине того, что арабские избиратели спешат на избирательные участки. Эта смена тактики явно явилась результатом того, что на прошлых выборах подобные призывы способствовали повышенной явке арабских избирателей, которых не на шутку разозлило дежурное нагнетание образа врага в их лице со стороны Нетаниягу. Но и без этих призывов налицо повышение явки, причем на этих выборах за Список проголосовало и больше евреев, чем раньше. В одном только Тель-Авиве за Список было отдано в марте почти на три тысячи голосов больше, чем в сентябре прошлого года, и это прибавление явно произошло не только за счет арабских жителей Яффо. Все больше и больше еврейских граждан страны чувствуют солидарность с меньшинством, подвергающимся ксенофобским и откровенно расистским нападкам.

Арабские жители страны показывают, что они заинтересованы в увеличении политического влияния и в генерировании этого влияния в энергию решения специфических для арабского сектора проблем. Впрочем, этим занимаются абсолютно все секториальные партии в стране, и стоит отметить также, что арабские депутаты в Кнессете активно продвигают и темы, которые касаются всех граждан Израиля, особенно в социальной и правозащитной сфере.

И не помогут в этой ситуации никакие кампании делигитимации, пятиминутки ненависти и назначения одного из депутатов списка в дежурные демоны, роль которого в прошлом исполняла Ханин Зоаби, а сейчас она досталась Хибе Язбек. Пока израильско-палестинский конфликт не будет разрешен на основе взаимного сотрудничества и взаимопонимания между враждующими сторонами, представители арабских граждан страны в Кнессете будут пытаться отстаивать и интересы своих палестинских собратьев, израильскому обществу пора к этому привыкнуть, а не каждый раз удивляться заново. Но прежде всего арабские депутаты являются уполномоченными и полноправными представителями как всего арабского сектора, так и проголосовавших за Список еврейских граждан страны, и поэтому следует относиться к «Объединенному списку» подобающим образом. И совершенно не обязательно соглашаться со всеми пунктами платформ партий и со всеми заявлениями его депутатов — для того, чтобы плодотворно сотрудничать с ними в решении как специфических секториальных проблем, так и вопросов, важных для всех без исключения граждан Израиля.

Релевант
Похожие статьи