День, который так долго ждала оппозиция и все сторонники лагеря «Только не Биби», прошел тихо и незаметно. Назначенный на 17 марта суд над премьер-министром Биньямином Нетаньяху по трем делам о коррупции был перенесен на 24 мая. Данное решение стало возможным благодаря продлению действия указа министр юстиции Амира Оханы о режиме чрезвычайного положения во всех структурах юридической системы до воскресенья, 22 марта. Режим чрезвычайного положения в судебной системе был введен в ночь на 15 марта на 24 часа в связи с распространением в стране коронавируса. Объявление чрезвычайного положения в юридической системе означает, что рассмотрения уголовных дел в судах практически полностью замораживаются.
В Израиле вводятся более жесткие мер для борьбы с распространением коронавируса. Министерство здравоохранения Израиля сообщило о 304 диагностированных пациентах, заболевших коронавирусной болезнью COVID-19, но специалисты говорят, что на самом деле их гораздо больше. Согласно официальной информации, состояние четверых больных тяжелое, 11 — в состоянии средней тяжести. Состояние остальных заболевших удовлетворительное. Более 130 заразившихся госпитализированы, прочие находятся дома в условиях карантина. Четверо излечились и выписаны из больниц. В условиях карантина находятся около 40 тысяч человек. Проведено примерно 7000 тестов на коронавирус.
С 15 марта в Израиле ужесточены карантинные меры: закрыты все учебные заведения и торговые центры (кроме продуктовых магазинов, аптек или заведений, которые продают еду навынос), банкетные залы, дискотеки, бары, пабы и учреждения общепита, в том числе в отелях (рестораны и кафе могут работать только в режиме доставки), спортзалы, бассейны и бани, аквапарки и зоопарки, кинотеатры, театры и другие культурные учреждения, игровые залы и парки аттракционов, бизнесы, связанные с немедицинскими процедурами ухода за телом, места для проведения ярмарок и шоу, водный общественный транспорт, канатные дороги, объекты национального наследия. Молитвенные и религиозные церемонии могут проводиться группами до 10 человек в каждой, при условии сохранения его участниками минимального расстояния в два метра друг от друга, и не более двух групп одновременно. Запрещены посещения в социальных, патронажных или медицинских учреждениях с постоянным проживанием, за исключением максимум одного посетителя, желательно постоянного.
Сотни тысяч граждан 15 марта не вышли на работу. Однако жизненно важные предприятия продолжат работу в обычном режиме. Работают супермаркеты, поликлиники, аптеки, почта, полиция, банки, охранные предприятия, убираются улицы и вывозится мусор.
На базах ЦАХАЛа введен месячный карантин, отменены все увольнительные и перенесены учения. 3720 солдат ЦАХАЛа находятся на карантине. Военное руководство ввело новые меры в армии в связи с эпидемией. Солдаты, проходящие службу на закрытых военных базах, будут оставаться там в течение месяца. На открытых же базах число военнослужащих сократится.
16 марта в пустом зале заседаний были приведены к присяге депутаты кнессета 23-го созыва. Присяга впервые была проведена без зрителей на трибунах, дипломатического персонала и широкой общественности. Инаугурация проходила в режиме полной изоляции, был применен поэтапный «принцип»: депутаты заходили в зал пленарных заседаний по трое, и, после утвержденного законом принятия присяги, выходили, уступив место следующей тройке.
Тем не менее в первый же день работы 23-го кнессета партия НДИ представила новый законопроект об отстранении действующего премьер-министра Биньямина Нетаньяху от должности. Согласно документу, в кнессете планируется провести тайное голосование в течение переходного периода о прекращении срока полномочий Нетаньяху, которому предъявлены уголовные обвинения. В законопроекте говорится, что дебаты об импичменте премьер-министра переходного периода будут проходить в Кнессете или в регулирующей комиссии, при этом голосование по этому вопросу в Кнессете будет тайным — чтобы члены кнессета голосовали по своему усмотрению, а не в соответствии с соображениями партии и коалиции.
Партии «Кахоль-Лаван» и НДИ, надеясь совместно продвинуть этот законопроект, планируют создать необходимые комиссии кнессета, а с этой целью они намереваются сместить спикера Юлия Эдельштейна. Несмотря на то что действующий спикер распространил заявление, в котором призвал заморозить «все политические шаги», в том числе избрание спикера, «Кахоль Лаван» обратились к юридическому советнику кнессета с просьбой о заключении по поводу возможности избрания нового спикера и создания комиссии кнессета по регламенту. Эти шаги направлены, прежде всего, на то, чтобы начать процесс утверждения законопроекта, запрещающего политику, которому предъявлены обвинения, баллотироваться на пост премьер-министра.
Ранее в понедельник, еще до приведения Кнессета к присяге, в канцелярии президента государства Израиль Реувена Ривлина состоялась церемония вручения мандата на формирование правительства главе «Кахоль Лаван» Бени Ганцу, который получил поддержку 61 депутата: своих соратников, Объединенного арабского списка, «Аводы-Гешер-МЕРЕЦ» (кроме Орли Леви-Абукасис) и НДИ.
Однако единственная коалиция, которую сегодня может попытаться сформировать Бени Ганц, — это коалиция меньшинства, опирающаяся на всех депутатов Объединенного арабского списка, включая БАЛАД. При этом депутаты Йоаз Гендель и Цви Хаузер («Кахоль Лаван»), а также Орли Леви-Абукасис («Авода-Гешер-МЕРЕЦ») уже заявили, что не поддержат такую коалицию. В то же время неизвестно, проголосуют ли они против нее или выйдут из зала во время голосования. Для приведения правительства к присяге достаточно обычного большинства, и нет необходимости в 61 голосе.
Пытаясь начать переговоры о создании широкой коалиции, Бени Ганц побеседовал со всеми лидерами праворелигиозного блока — Нафтали Беннетом, Арье Дери, Яаковом Лицманом и Моше Гафни. Ганц пригласил всех их начать с ним немедленные переговоры о создании правительства. Однако все лидеры правых партий отказались встречаться с Бени Ганцем и призвали его незамедлительно присоединиться к правительству национального единства во главе с Биньямином Нетаньяху.
Выступая по телевидению, премьер-министр заявил, что сегодня нет никаких причин для паники из-за возможного дефицита продовольствия: «Супермаркеты продолжат функционировать, продуктов достаточно и будет достаточно впредь». То же самое касается лекарств в аптеках и функционирования банковской системы: «Все службы жизнеобеспечения продолжат работу в обычном режиме», — сказал Биньямин Нетаньяху. Однако представители крупных торговых сетей на условиях анонимности сообщают СМИ противоположную информацию. По их словам, в ближайшие недели на рынке начнет ощущаться дефицит — в первую очередь, овощей и фруктов, так как из-за блокады палестинских территорий их некому убирать и фасовать. Спрос намного превышает предложение, и цены на помидоры, огурцы, перец, баклажаны, кабачки, яблоки и картофель в ближайшие дни пойдут вверх.
Однако с целью контроля за распространением вируса Нетаньяху сообщил, что 15 марта правительство приняло решение об использовании технологических средств для отслеживания маршрута и контактов больных. ШАБАК будет определять маршруты, которыми передвигались все эти люди последние 14 дней, и передавать данные в Министерство здравоохранения. В свою очередь, соответствующий отдел Минздрава будет связываться с людьми, с которыми вступали в контакт установленные и возможные носители вируса. Эти люди будут получать SMS с распоряжением подвергнуть себя карантину. Согласно решению правительства, ШАБАК получает разрешение на данные действия только в рамках борьбы с распространением коронавируса и только на ближайшие 30 дней. По истечении этого срока все собранные данные будут уничтожены. ШАБАК не будет принимать участия в розыске граждан, подлежащих карантину, а также в контроле над соблюдением гражданами распоряжений Минздрава.
Ужесточение мер по якобы контролю над распространением коронавируса в стране привело к тому, что премьер-министр вновь выиграл еще пару месяцев, чтобы решить свои проблемы и попытаться сформировать свое правительство, либо создать правительства национального единства под своим руководством. Сегодня, на фоне отсутствия реальной возможности у Бени Ганца сформировать собственное правительство, началось обсуждение вопроса о создании чрезвычайного правительства.
Главное требование «Кахоль Лаван» — портфель министра юстиции, а также право вето на любые изменения в юридической системе, на что пока не соглашается «Ликуд». В «Кахоль Лаван» говорят, что защита судебной системы и принцип разделения властей должны работать даже в чрезвычайный период борьбы с эпидемией. Еще одна проблема — ротация на посту премьер-министра. В «Кахоль Лаван» согласны, чтобы первым был Биньямин Нетаньяху, но только на год. В «Ликуде» говорят о двух годах. Прогресса в переговорах пока не достигнуто, но стороны должны встретиться снова, а пока в «Кахоль Лаван» продолжают продвижение законов, которые не позволят Биньямину Нетаньяху оставаться на посту и будут способствовать созданию «узкого» правительства. Однако пока все рычаги власти находятся в руках Биньямина Нетаньяху и его «верных» соратников, и неизвестно, что он еще может предпринять в «борьбе» с распространением коронавируса ради спасения власти.