| Элла Грайфер
Элла Грайфер

А вирус был коронный!

Эх, историки, хвостом вас по голове!
А. и Б. Стругацкие

Во множестве мифов разных народов рассказывается об эпидемиях, постигавших сообщества за грехи правителей. Тут и история Давида, согрешившего с Бат-Шевой, и история Эдипа, навлекшего на Фивы чуму. Вы будете смеяться, но с нашим короновирусом, видимо, происходит что-то в этом роде.

Разговорам об его искусственном происхождении я не верю. Не говоря уже о том, что разработки бактериологического оружия, ввиду серьезной опасности для своих же, не доверяют обыкновенно обезьянам, сбивающим малазийские боинги, я бы лично, если бы такое оружие разрабатывала, то уж, во всяком случае, не в виде возбудителя гриппа, пусть даже выше средней степени тяжести.

Но вот совсем недавно в ЖЖ прочла я вот что. Пересказываю вкратце: В борьбе за власть между кликами китайской компартии наметилась конфронтация между нынешним правительством в Пекине и местными властями Ухани. Пекинские искали повод придраться и нашли его в очередной эпидемии гриппа. Грипп действительно оказался тяжелый, заразный и к тому же еще не изученный, но вообще-то не сильно хуже того, что периодически появляется то тут, то там.

Историю раздули, Ухань заперли в карантин, разрушили там хозяйство, в общем — соперникам козью морду сделали по полной программе, включая обращение в ВОЗ. Тут кончается про Китай, дальше идут мои собственные соображения.

ВОЗ, как и вся ООН — контора бюрократическая, т.е. работает по известному закону Паркинсона — вместо того, чтобы проблему решать, старается ее увековечить, дабы и будущие поколения бюрократов с нее кормиться могли. И потому, когда грипп, как гриппу и полагается, начал быстро распространяться по всему миру, очень громко забили тревогу и завопили: «Спасайся, кто может!».

Спасаться от гриппа, в принципе, можно прививками, но от этого вакцину пока еще не придумали. Можно подождать, пока образуется иммунитет, ограничиваясь симптоматическим лечением и предупреждением об опасности осложнений. И наконец, можно всех и вся запереть в карантин, дабы понизить опасность заражения.

Третий вариант — не самый удачный, поскольку массовое заражение не исключается, а отсрочивается и потом все равно будет проигран второй: переболеют все, кому суждено, хотя умрет несколько меньше, ибо растянутость во времени позволит эффективнее задействовать симптоматическое лечение для всех тяжелых больных. Зато неизбежны тяжелые последствия для экономики.

Конечно, выбор оптимального варианта (или комбинация их в разных дозах) для каждой страны должен быть свой, но проблема в том, что в при создавшемся положении критерием выбора оказывается вовсе не оптимальность с медицинской точки зрения, а совсем-совсем другое.

Эпидемия накрыла западный мир в ситуации острого политического кризиса, так что первой заботой власть имущих и претендующих на власть оказался выбор стратегии не в борьбе с заразой, но в ее использовании — по китайскому образцу.

Может ли Борис Джонсон, протолкнув с минимальным большинством свой брекзит, пойти на риск использования стратегии номер два, как намеривался он первоначально? Да нет, конечно, соперники его тут же без сахара съедят, придется пожертвовать экономикой.

Может ли Эммануэль Макрон сделать вид, что само рассосется, когда его и так уже того гляди растопчут «желтые жилеты»?

Может ли Дональд Трамп в канун выборов, да еще при нефтяном кризисе популярностью своей рисковать?

Может ли Ангела Меркель поставить на кон свою репутацию заботливой мамаши, что любимых цыпляток прикрывает от каждой молекулы СО2, как раз тогда, когда на границах подстерегают новые орды «бешенцев» и все больше внимания привлекают ее сомнительные манипуляции в политике?

И наконец, может ли Биньямин Нетаньягу позволить соперникам подвергнуть страну опасности хуже любого вируса?

Ответ очевиден: борьба с короновирусом по всему миру есть мероприятие прежде всего политическое, призванное убедить почтеннейшую публику в том, что для ее спасения делается больше, чем возможно, так что выбираются методы не самые эффективные, а самые эффектные. Возможно (хоть я и не уверена), при этом избирается лекарство хуже самой болезни. В немецком блоге «Ось добра» вычитала интересное сравнение: представьте слона, который от неожиданности испугался кошки, оступился и упал в пропасть…

Во всяком случае, в одном можно быть уверенным: эпидемия свалилась на нас за прегрешения нашей политической системы. Это — касательно Запада в целом, но есть еще один аспект проблемы, который касается только нас одних.

Итак, налицо некое бедствие, борьба с которым при любом раскладе остается малоэффективной. Что делать, понятно не очень, а в таких случаях, как правило, вопрос автоматически переформулируется в «кто виноват». И каков будет на него ответ на фоне расцвета конспирологических теорий и движения BDS догадаться нетрудно. Пока что, на фоне первичного шока, первые проявления практически незаметны, но это счастье ненадолго.

Добавьте отчаянно рвущуюся к власти хунту антитрампистов, заключившую союз с антисионистами внутри страны — и вы поймете, что перспективы наши отнюдь не радужные.

Мастерская Берковича

Похожие статьи