Стеореотип, согласно которому большой крючковатый нос является отличительной чертой евреев, существует уже несколько веков. Однако в последнее время многие известные ученые и культурологи пришли к выводу об опасности этого клише. Одним из поводов стали слова доктора Ребекки Эрлбелдинг, историка, сотрудника Мемориального музее Холокоста в США. Она написала шуточный пост в Твиттере о том, что она не еврейка, но ей никто не верит, потому что у нее еврейское имя, немецкая фамилия и характерные для евреев нос и волосы. Автор статьи на сайте Jewishpress.com считает такие заявления серьезным поводом для беспокойства. По его мнению, превращение расистского стереотипа в шутку не делает его менее опасным, а наоборот, придает ему видимость легитимности.
Утверждение о том, что существует особый «еврейский нос», появилось еще в древности. Этот издевательский образ охотно использовался в нацистской Германии.
Тот же стереотип проявляется и в наше время. В 1999 году конгрессмен от штата Аризона Барбара Блюстер в шутку сказала коллеге: «Вы не можете быть евреем. У вас нет большого крючковатого носа». От Блюстер потребовали извинений, она их принесла, но продолжала настаивать, что ее слова были только шуткой. На самом деле, у нее нет никаких предубеждений, и она восхищается евреями.
На сайте бельгийского Университета Гента до недавнего времени размещалось видео на языке жестов, где при переводе слова «еврей» сурдопереводчик показывал крючковатый нос.
Некоторые ученые считают, что существует связь между стереотипным представлением о еврейском носе и насилием против евреев. Джонатан Каплан из Технологического университета в Сиднее отметил, что напавший на синагогу в Питтсбурге Роберт Бауэрс в своих публикациях в социальных сетях использовал классические антиеврейские стереотипы. «То, как мы говорим и изображаем других в средствах массовой информации и в соцсетях, увековечивает стереотипы и, в конечном итоге, поощряет людей, наполненных ненавистью», — уверен Каплан.
Именно из-за этого ложь о «еврейском носе» так опасна. Стереотипы разжигают ненависть, ненависть приводит к насилию. Даже если стереотип используется в юмористическом контексте, это не делает его менее опасным. Антисемитский юмор помогает фанатизму проникать в массовую культуру и общественное пространство.
На той же неделе, когда Эрбелдинг сделала свое замечание, ЮНЕСКО объявило, что перестает поддерживать ежегодный карнавал в бельгийском городе Алсте. Причина — появление на карнавале ростовых кукол, изображавших евреев с огромными носами.
Когда представитель музея Холокоста увековечивает миф о «еврейском носе», это наносит гораздо больший ущерб, нежели когда на эту тему шутят пьяные в баре. Ученый придает легитимность этому стереотипу гораздо эффективнее среднего фанатика.
Именно поэтому научные и культурные организации, учреждения и музеи должны быстро реагировать на подобные «шутки». ЮНЕСКО показало хороший пример.
JewishPress, перевод Аснат Эстриной