| Асаф Шапира
Асаф Шапира

Израиль: одно государство, два правительства

Ротация, о которой договорились при формировании кабинета министров лидеры «Ликуда» и «Кахоль Лаван», создает уникальную политическую структуру. Подобной не было не только в Израиле, но и во всем мире.

Фактически в Израиле будут два правительства, каждое из которых возглавляется сильным лидером — Биби Нетаньяху или Бени Ганцем.

В истории Израиля уже была ситуация, когда Перес и Шамир по очереди стали премьер-министрами после тупика на выборах 1984 года. Но в том случае соглашение было основано на доброй воле обеих сторон и не предусматривало изменений в системе управления. Теперь же лидеры страны стремятся закрепить ротацию правительства на законодательном уровне. Согласно предлагаемым законодательным нововведениям, всякий раз, когда формируется правительство, можно будет определить его как «ротационное», с двумя премьер-министрами, которые будут меняться должностями в заранее установленную дату.

Конечно, все министры будут участвовать в заседаниях правительства, но официально кабинет будет состоять из двух определенных блоков: один из министров, формально связанных с премьер-министром Нетаньяху; второй — из министров, связанных с назначенным премьер-министром Ганцем. Предполагается, что два блока имеют одинаковую силу. Например, они будут иметь одинаковое количество министров или, по крайней мере, будут иметь равные права голоса в правительстве и правительственных комитетах.

Не менее существенным изменением является тот факт, что большая часть нынешних полномочий премьер-министра будет разделена между главами двух блоков. Таким образом, только глава блока может уволить министров из своего блока, и каждый глава кабинета также имеет право вето на важные решения, принятые его коллегой.

Например, если до сих пор премьер-министр мог распустить кнессет (с согласия президента), теперь для этого также потребуется согласие назначенного премьер-министра. Соглашение о коалиции предусматривает, что повестка дня заседаний правительства и заседаний комитетов, таких как министерский комитет по законодательству, будет определяться обоими премьерами. Точно так же они оба будут участвовать во всех форумах, и им обоим будет предоставлен одинаковый доступ к сведениям, добытым разведкой.

В коалиционном соглашении также указывается, что как премьер-министр, так и замещающий премьер-министр будут иметь одинаковый статус в отношении судебного преследования, также замещающий премьер-министр будет иметь право на официальную резиденцию. Таким образом, премьер-министр станет «первым среди равных», наряду с назначенным премьер-министром.

Даже личная ответственность каждого министра перед премьером, основополагающий принцип нашей парламентской системы, будет лишена всякого смысла, поскольку только замещающий премьер-министр, а не действующий премьер может уволить министров в своем блоке.

Скорее всего, Нетаньяху и Ганц не намеревались создавать новую модель правления, они просто стали жертвами сложившихся обстоятельств. Кризис заставил их сотрудничать или, по крайней мере, дал им повод для такого сотрудничества. Кроме того, их полное отсутствие доверия друг к другу заставило их закрепить договоренность в детальном законодательстве, которое позволяет каждой стороне блокировать другую.

В любом случае, конечный результат создает правительственную структуру, беспрецедентную в Израиле или где-либо еще. Если предлагаемые поправки к закону о правительства будут приняты и останутся в силе и на следующих выборах, это окажет значительное влияние на израильское государственное устройство и на общий политический баланс сил.

Times of Israel, перевод Аснат Эстриной

Похожие статьи