| Надав Шрагай
Надав Шрагай

«Ямина» и «Ликуд» должны найти компромисс

В конечном счете, партии должны прийти к общему знаменателю. «Ямина» должна быть частью нового правительства. Ведь этого хотят большинство сторонников партии, а также многие избиратели «Ликуда». В этом есть здравый смысл.

«Ямина», относящаяся к правому лагерю, бесполезна в оппозиции. Чтобы сбалансировать, по словам ее депутатов, «левое правительство», она должна быть в коалиции. Таким образом, в правительстве, которое будет приведено к присяге в среду, будет соблюден баланс сил, а мнение правых будет учитываться кабинетом министров. Чтобы «нейтрализовать» А. Ниссенкорна в Министерстве юстиции, Б. Ганца в Министерстве обороны и Г. Ашкенази в Министерстве иностранных дел, депутаты от партии «Ямина» должны не просто получить значимые посты: они также должны поддерживать министров от партии «Ликуд», чтобы защищать позиции Нетаньяху. Ее мнение не будет учитываться, если она останется в оппозиции, где депутаты громко кричат, но оказывают на политику весьма незначительное влияние.

Проблема политического противостояния между «Ликудом» и «Яминой» состоит в том, что обе стороны по-своему правы. «Ямина» права, утверждая, что Биньямин Нетаньяху видит в ней расходный материал: когда он нуждался в «Ямине», чтобы сохранить целостность правого блока, что в итоге позволило ему сохранить премьерство, он пообещал партии «луну и звезды». Б. Нетаньяху даже обещал ее депутатам важнейшие министерские портфели (оборона, образование, транспорт), лишь бы они оставались с ним.

Теперь он отрекается от верного партнера, без которого у него не было бы предыдущего правительства. «Ликуд», со своей стороны, прав, что требования «Ямины» завышены. Скромные для партии итоги выборов, в результате которых «Ямина» получила всего шесть мандатов, не являются основанием для предоставления ей четырех или даже трех портфелей.

В любом случае, сегодня у «Ямины» нет такого же политического рычага, как в предыдущем правительстве. Причина проста: правительство не было способно выжить без нее в прошлом, а теперь может, хотя это было бы крайне нежелательно, потому что голоса «Ямины» и религиозно-сионистского лагеря (несмотря на его внутренние противоречия) являются неотъемлемой частью правого курса страны.

Нетаньяху совершит этическую и, возможно, политическую ошибку, если он не осознает этого и откажется сотрудничать с «Яминой». Несмотря на перипетии в «Ликуде», у него все еще есть пространство для маневра. Министерство здравоохранения является одной из возможных карт, так же как и вариант предоставления «Ямине» портфелей министров, входящих в военно-политический кабинет.

Сама «Ямина» лучше бы сосредоточила внимание на решении фундаментальных проблем, которые важны для ее избирателей, таких как статус Иерусалима, строительство поселений и система правосудия. Может быть, в этих вопросах Нетаньяху будет легче удовлетворить требования партии. После короткого испытательного срока в правительстве «Ямина» всегда может уйти в отставку, если сочтет, что утратила способность влиять на принятие политических решений. Впрочем, она должна сама предпринять усилия на данном направлении, оставив в стороне злобу и оскорбления.

Исраэль а-йом, перевод Геннадия Богданова

Похожие статьи